Примерное время чтения: 2 минуты
20

Деньги не пахнут, если пошли во благо  

Несколько месяцев назад социальные сети заполонило видео давки в столичной школе №59. Следом к нему присоединилась аналогичная съёмка в кокшетауской гимназии. Видеоряд проблему формулирует однозначно: страна испытывает большой дефицит учебных мест. Начиная с 2018 года в Казахстане происходит рост рождаемости. Сегодня у нас школьников три с половиной миллиона. Только в минувшем году первоклассниками стали более 380 000 детей. Поэтому так остра проблема перегруженности школ, из-за чего дети вынуждены заниматься в три смены, нередко в аварийных школьных зданиях. Эта ситуация не могла не волновать главу государства, отметившего в сентябрьском послании 2022 года, что строительство новых школ должно быть одной из приоритетных задач правительства и руководителей областей [газетная статья].

Школа – не просто здание. От уровня её оснащенности, удобства и креативного подхода к учебному процессу в целом зависит, насколько успешно будут дети осваивать знания, расти в ощущении личного достоинства и гражданской значимости. Именно на это нацелен объёмный национальный проект «Комфортная школа», планирующий до 2025 года создание 800 тысяч ученических мест, отвечающих современным требованиям. В прошлом году за счет средств, изъятых у коррупционеров, удалось построить 43 школы. В целом это количество будет доведено до 369.

Ясно, что к простым данный вопрос не относится. Приходится пересматривать местные бюджеты, искать достойных партнёров, которые могут оснастить здания качественным оборудованием, определяться с местом застройки. В Павлодаре это вызвало целый ряд конфликтов, когда школу пытались возвести за счёт сноса судоремонтного предприятия, вблизи речного затона, потом отобрав участок у местного общества слепых. Теперь решено пожертвовать ипподромом как более щадящим вариантом. Для Восточного Казахстана оказался неприемлемым план газификации школьных объектов, выход – в их электрификации.

У каждого региона свои возможности, а значит, корректировки неизбежны. Иногда узким местом становится элементарный школьный стул, как это случилось в Костанайской области. В документации стулья предусмотрены из пластика, но местные производители такой материал не используют, могли бы заменить на другой, даже более экологичный. Есть надежда, что камнем преткновения это не станет.

Первоначально в рамках национального проекта было запланировано строительство 401 объекта образования. Однако при скрупулёзном рассмотрении количество сократилось до 369. Поработал минпрос, выяснивший, что некоторые акиматы решили под шумок обзавестись престижной новостройкой, хотя уже имеющееся и вполне пригодное школьное здание не заполняется. Всё же на первом месте стоит необходимость замены аварийных школ.

За срыв сроков строительства предусмотрена серьёзная ответственность. Если подрядчик нарушает сроки выполнения работ по утверждённому графику дважды и более, чем на семь дней, то придётся ему уступить место компании, занявшей второе место на конкурсном отборе. Подобные меры направлены, чтобы комфортные школы строились и своевременно сдавались в строй действующих.

Светлана ВИКТОРОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)