Программа социально-эмоционального развития детей «ДосболLIKE», разработанная по инициативе Министерства просвещения РК, ставит одной из главных задач профилактику буллинга в организациях образования. В ней обоснован комплексный подход к исключению травли через мобилизацию общих усилий учащихся, родителей, педагогов, сотрудников различных служб.
В национальной системе образования комплексный подход и организация проектной деятельности в решении данной проблемы предприняты впервые.
Проектная деятельность – эффективный инструмент социально-эмоционального обучения, позволяющий школьникам работать в команде, учиться совместно решать жизненные и академические проблемы, развивать навыки общения. Она относится к разряду наиболее эффективной в развитии исследовательских, творческих, социально-эмоциональных навыков, важнейших качеств личности, так как предполагает возможность преобразования окружающего мира, формирования мировоззрения, активной жизненной позиции.
Важное условие реализации программы «ДосболLIKЕ» – вовлечение школьников в созидательную деятельность на основе осознания ими общности целей. Благодаря обучению навыкам позитивного общения через социальные практики создается благоприятный социально-психологический климат в классном и школьном коллективе в целом.
Это происходит на основе развития инициативы, самостоятельности и ответственности, умения работать в команде, открыто высказывать свое мнение, находить решение в нестандартных жизненных ситуациях. При этом внимание детей сосредоточивается на созидательной деятельности, осознании своих возможностей в выстраивании позитивного общения. У них появляется возможность обрести единомышленников.
Перед каждым участником проекта возникает перспектива максимального раскрытия своего внутреннего потенциала, осознания своей личностной ценности и понимания ценности другого человека. Можно проявить себя индивидуально и в группе, попробовать собственные силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат.
В ходе разработки и реализации проекта происходит развитие жизненных навыков и качеств, важнейшими из которых являются: понимание значимости позитивного общения, готовность нести ответственность за собственные слова и действия, навыки взаимодействия, коммуникации, самовоспитания, саморефлексии. В целом у учащихся формируется активная жизненная позиция через исследование, творчество, созидательную практическую деятельность.
При разработке тематики проектов для учащихся начальной, основной и средней школы были учтены психические, физиологические особенности детей разных возрастных групп, изучены проблемы, существующие в конкретной возрастной среде.
Ирина КАЛАЧЕВА, старший научный сотрудник НАО «Национальный научно-практический институт благополучия детей “Өркен”» МП РК