Примерное время чтения: 6 минут
66

Не говори NEET

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ УСПЕВАЕТ ЗА БЕШЕНЫМ РИТМОМ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ [газетная статья].

Пока в школах и вузах молодёжь учат традиционным навыкам, в мире создаются новые приспособления, механизмы и программы, которые множат число умирающих профессий. По прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе с рынка труда исчезнут ныне одни из самых ходовых специальностей: бухгалтеры, юрисконсульты, нотариусы, турагенты, корректоры, библиотекари, переводчики, провизоры, логисты и другие.

БЕЗГРАМОТНЫЕ XXI ВЕКА

– ХХ век приучил нас к следующей карьерной формуле: «школа – вуз – работа – пенсия», – рассказывает представитель ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен (Нидерланды).

– Например, наши родители имели одну профессию, которой зачастую посвящали всю свою жизнь. Что касается детей нынешнего поколения, то мы даже представить не можем, какие занятия они для себя выберут, когда станут взрослыми. Может, таких профессий еще не существует. Но мы уже сейчас должны стремиться дать им те навыки, которые пригодятся молодежи в скором будущем.

В 1926 году американский педагог Эдуард Линдеман сделал прогноз, что грядут времена, когда взрослому человеку придется на протяжении всей своей жизни получать новые знания. «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться», – предположил он.

Предсказания знаменитого педагога начали сбываться почти век спустя. В развитых странах на рынке труда стремительно развивается так называемая гиг-экономика. Работодатели всё чаще предпочитают нанимать фрилансеров на конкретные проекты по краткосрочному договору. При таком раскладе бизнесмены платят временным сотрудникам за результат, а не за количество отработанных часов.

– Как считают аналитики, наши дети уже не станут работать на одном месте и держаться единственного карьерного пути на протяжении всей своей жизни, – продолжает Артур ван Дизен. – Новое поколение чаще будет менять как место работы, так и специальности. То есть они безболезненно вольются в гиг-экономику. Уже сейчас многие молодые ребята успевают подрабатывать в «Яндекс-Такси», занимаются доставкой, а также принимают другие заказы, предоставляемые различными онлайн-платформами.

Чтобы успешно влиться в изменчивый мир, новому поколению необходимо обладать специальными цифровыми и профессиональными навыками: уметь решать рабочие проблемы, владеть основами тайм-менеджмента, грамотно коммуницировать с людьми и т. д. Увы, современная система образования не способствует получению столь необходимых в современном мире навыков.

– Я разговаривал с крупными казахстанскими работодателями, – объясняет представитель ЮНИСЕФ в Казахстане, – они рассказывали, что сталкиваются с серьезными трудностями при подборе кадров. Поэтому им приходится организовывать специальные центры, где молодежь сначала обучают необходимым навыкам, после чего трудоустраивают. Поэтому я считаю, что сейчас нарушена связь между образованием и дальнейшей профессиональной карьерой.

ВОВЛЕЧЬ В ПРОЦЕСС

Глубокий анализ казахстанского рынка труда показывает некоторые негативные тенденции. Например, более 40% молодежи в РК не работает по полученной ранее специальности. Также ей чаще приходится трудиться в низкоквалифицированных и рискованных сферах с меньшей заработной платой.

Еще одна серьезная проблема – высокий процент среди нашей молодежи представителей так называемого поколения NEET, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся (9,2%). К их числу относятся как безработные, так и молодые матери и сверстники, ухаживающие за членами семьи или за людьми с особыми потребностями. По состоянию на 2016 год больше всего молодежи поколения NEET проживало в Мангистауской (15,9%), Жамбылской (14,9%), Кызылординской (13,2%) и Карагандинской (13%) областях.

– Особое беспокойство вызывает та группа молодых людей, которая не вовлечена в образовательный процесс, – считает Артур ван Дизен. – Одним словом, назрела острая необходимость создания программ обучения для молодых людей, которые бы включали в себя навыки, необходимые для школы, работы и жизни в целом. ЮНИСЕФ провел специальный опрос, чтобы выяснить, какие умения наиболее востребованы у молодых людей для успешного трудоустройства, после чего мы создали программу SAMGAU.

В неё вошли тренинги по укреплению передаваемых жизненных навыков (сотрудничество в команде, принятие решений, целеполагание, управление временем, определение потребностей, критическое мышление и креативное мышление), а также практические семинары по инновациям. С 2021 года она внедряется в 52 молодежных ресурсных центрах и 191 организации образования страны. За короткий период времени в программе приняли участие свыше 25 тысяч молодых казахстанцев.

– SAMGAU представила отличный инструментарий для проведения наших проектов, – поделился своим мнением 20-летний Алишер Махмут. – Я раньше даже и не задумывался о многих вещах, которым научился. Это ведение бюджета, работа со спикерами, тимбилдинг и другие. Казалось бы, элементарные вещи, которые, тем не менее, очень необходимы для реализации собственных идей на самом высоком уровне.

ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ

С мая 2021 года при патронаже ЮНИСЕФ в Казахстане реализуется программа по обучению цифровым навыкам детей и подростков, имеющих инвалидность по зрению. Пока участниками проекта смогли стать ребята из Алматы, Караганды и Тараза. Всего 110 человек. Слабовидящих детей научили работать на ноутбуках, печатать слепым методом, работать с компьютерными программами и мобильными приложениями Microsoft Word, Google Chrome, Zoom, WhatsApp, YouTube, Zoom, InDriver, библиотекой «av3715» и др. Кстати, обучение вели 12 преподавателей с инвалидностью по зрению из семи регионов Казахстана. В перспективе планируется охватить как можно большее количество людей, нуждающихся в такой помощи.

– О программе я узнала от своих учителей, когда училась в средней школе, – рассказывает воспитанница КГУ «Областной центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» управления образования Алматинской области Ангелина Богдалова, 17 лет. – Я поняла, что если захочу поступить в колледж, то мне понадобятся цифровые навыки. Обучение длилось три месяца. Раньше мне приходилось писать тексты по Брайлю. Это очень долго и неудобно. Моя скорость набора увеличилась, когда научилась работать на ноутбуке. Также я теперь могу спокойно найти в интернете любую интересующую меня информацию. Во время участия в проекте я также познакомилась со многими интересными людьми. Мы продолжаем друг другу помогать.

Также ЮНИСЕФ и КазНУ им. аль-Фараби запустили образовательную программу UniSat, призванную популяризировать STEM-образование среди казахстанских школьниц посредством обучения спутниковым технологиям и созданию наноспутников в лабораторных условиях. Пилотный проект был запущен в марте 2020 года. 20 девушек и молодых женщин в возрасте от 14 до 35 лет освоили программирование, создали свой первый наноспутник (до 10 кг). В октябре того же года они успешно запустили его в стратосферу.

В 2021 году ЮНИСЕФ расширил программу и включил в нее девушек из Кыргызстана и Узбекистана. Курс состоит из пяти основных модулей: введение в построение наноспутников, изучение систем энергообеспечения и связи космических аппаратов, бортового компьютера и наземных сегментов. Обучение прошли более двух тысяч девушек, из них 238 прошли в финальный этап.

Ссылку на этот прорывной проект мне отправил учитель, – вспоминает студентка 1 курса КБТУ Жания Кошкимбаева, 17 лет. Сначала я не могла поверить своим глазам, неужели у нас в Казахстане можно сконструировать и запустить в стратосферу наноспутник? Это казалось мне чем-то фантастическим. Самое интересное, что я раньше предлагала в нашей школе силами учеников и педагогов осуществить подобный проект, но учителя мне отказали. Они посчитали, что это сделать невозможно. И только участвуя в программе UniSat, я поняла: чудеса иногда случаются.

Иван РЕЗВАНЦЕВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)