ВПРОЧЕМ, И КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ, ЦИТИРУЯ В СВОЕЙ ЗНАМЕНИТОЙ КНИЖКЕ ИХ АФОРИСТИЧНЫЕ ПЕРЛЫ, И ТЕМ БОЛЕЕ СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ВООРУЖЁННАЯ МОЩНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ОТВЕРГАЮТ ПОДХОД К РЕБЁНКУ КАК К НЕ СОВСЕМ ЧЕЛОВЕКУ, А КАК К СУЩЕСТВУ, КОТОРОМУ ТОЛЬКО ПРЕДСТОИТ ТАКОВЫМ СТАТЬ. ОДНАКО МНОГИЕ ИЗ НАС, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПРОДОЛЖАЮТ СТРОИТЬ С ДЕТЬМИ ОТНОШЕНИЯ ПО ПРИНЦИПУ «Я СКАЗАЛ – ТЫ СДЕЛАЛ» [газетная статья].
О том, как искать и находить с ребенком более продуктивную систему взаимодействия, наша беседа с Гаухар Кииковой, магистром в области раннего детского развития, председателем ОО «Институт детства OYNA».
ЦВЕТЫ ЖИЗНИ
– Мы же, бывает, обзаводимся детьми, ещё и сами не очень внутренне повзрослев. Поэтому боимся не столько за них, сколько их. Некие неведомые существа, которыми надо как-то руководить. Хорошо, что есть детские сады, определил – и спокоен.
– То, что никто нас не учит осознанному созданию семьи и родительству, чистая правда. Ни школы, ни университеты, ни старшее поколение. Считается, что сама природа распорядится – актом рождения наследника. Будь так, не распадались бы пары, не происходили бы отказы от детей и, что ещё ужаснее, не находили бы младенцев в мусорных баках. Наверное, из всех существующих наук эта самая сложная, потому что на ней держится всё остальное.
Теперь о детских садах. Спору нет, они, ни в коей мере не заменяя родителей, ценное и многофункциональное подспорье в воспитании ребенка. Самый первый был организован еще два века назад в Шотландии Робертом Оуэном, известным социалистом-утопистом, который он назвал «школой для маленьких детей». Название «детский сад», или Kindergarten, придумал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фрёбель, создавший учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбург. Назвать его так он решил из соображений, что дети – цветы жизни. К тому же требующие умелого и тщательного ухода садовниц. Перекос в сторону исключительно женского воспитания образовался не вчера…
– Ну а что нам от детсадов требуется? Ухаживают, кормят-поят, к школе худо-бедно готовят. Нынче ведь от ребёнка к первому классу требуют скоростного чтения.
– В такой позиции все перевернуто с ног на голову. Абсолютно неправильно считать ребенка всего лишь объектом наших забот и надежд. Он полноправный и полноценный субъект, причём ещё до своего рождения.
Это не мое личное мнение, оно основано на исследованиях, особенно интенсивных за последние 20 лет и ставших возможными из-за огромных прорывов в нейронауке. К примеру, аппарат магнитно-резонансной томографии (МРТ) выдает информацию о происходящем в мозгу человека, это дало возможность увидеть, что он начинает развиваться с момента зачатия. Иными словами, супруги должны готовиться заранее к наступлению беременности, а мама с точки зрения физиологии – источник строительного материала для своего ребенка.
ЛЮБОВЬ И МОЗГ
– Если бы все научные открытия становились основой для практического применения… Но – увы!
– Через знания людей, их информированность можно многое изменить. Идём дальше. После рождения на развитие мозга влияет количество родительской любви и поддержки. Если связь как минимум с мамой, а по-правильному и с отцом, на низком уровне и не удовлетворяет потребности малыша, это также негативно влияет на мозг.
– О какой связи вы говорите?
– Об элементарной, но крайне необходимой. Ребенок плачет, но его не берут на руки. Он проголодался, а кушать не дают, выдерживают график кормления. Он оказывается погруженным в длительный стресс, мешающий полноценному развитию мозга. В первые тысячу дней жизни закладывается архитектура мозга ребенка, они являются наиболее важными, и любой опыт в этом возрасте максимально влияет на такой процесс. Далее очень значимые годы до восьмилетнего возраста, когда развитие определенных долей мозга позволяет начинать контролировать свои эмоции и поведение.
– Но согласитесь, что дети развиваются не одинаково.
– В том-то и дело, их пока стригут под одну гребенку. Без учёта физиологических возможностей, присущих не только каждому возрасту, но и каждому отдельному малышу.
Иные американские второклашки выглядят моложе наших детсадовцев. У тех воспитание и начальное обучение идёт через игру, а у наших – через наставления, требования дисциплины и подчинение старшим. Вот они и превращаются в маленьких старичков.
ЕДИНИЦА – ЭТО НЕ НОЛЬ
– Не боитесь упрёков в пропаганде чуждых западных ценностей?
– Это общие ценности. И наши в том числе. Дети в семьях кочевников воспитывались в вольных играх, со сверстниками, со старшими. Они сначала играючи осваивали верховую езду, прежде чем стать лихими джигитами, девочки играли на бабушкиных корпешках, потом начинали сами их шить. Это позднее, подчиняясь общей матрице, где «единица – ноль, единица – вздор», на всем советском пространстве индивидуальность стала не в почете, человек превратился в единицу в общей массе. Сейчас понемногу начинает возрождаться, обретать безусловную ценность, своеобразие и самобытность каждой личности, которые выявлять и развивать необходимо с раннего возраста.
– Где же взять специалистов, которым это под силу?
– У меня большая надежда на структурные перемены, произошедшие в системе образования. Вместо прежнего руководящего «монстра», к счастью, появилось два ведомства – с более точными кейсами идей и задач. Теперь в Министерстве просвещения формируется отдельное управление по дошкольному воспитанию и обучению, а ранее за него отвечал единственный сотрудник. Это в стране, где действует почти 11 тысяч детских садов, государственных и частных. За реформирование обучения воспитателей должно отвечать Министерство науки и высшего образования, и я была одной из первых, с кем встретился его руководитель Саясат Нурбек.
– В чём не дотягивает отечественная система дошкольного воспитания?
– У нас даже не ведётся преподавание предмета, как в других странах, касающегося социально-эмоционального развитие ребёнка. Это мировой проверенный опыт, обеспечивающий детям гораздо больший уровень поддержки и осознанности во взаимоотношениях с ними. У нас пока в целом отсутствует такое важнейшее направление в воспитательной работе с дошкольниками, чтобы понимать эмоциональное развитие детей. А как же организовать адаптацию ребенка в непривычном для него окружении детского учреждения? Выстроить правила распорядка, разрешения конфликтов, контактов с родителями?
О ПОЛЬЗЕ ВОЗРАЖЕНИЙ
– Допустим, детские сады заработали по этой идеальной схеме. Но вечером ребенок возвращается домой, а там все по старинке.
– С папами-мамами надо работать, повышать уровень их воспитательной грамотности. Искать и поддерживать с ними все возможные контакты, почаще устраивать встречи. Я уверена, что такая деятельность – один из безусловных аспектов укрепления гражданского общества. У государства до всего просто руки не дойдут, хотя и делается немало. Убедительные тезисы о важности дошкольного воспитания и образования не раз звучали из уст президента страны. Это даёт уверенность, что движемся в правильном направлении. У нас налажены конструктивные контакты с детскими садами, всё больше находим понимание с их специалистами во время тренингов и консультаций. В свободном доступе наш институт размещает полезную и доступную информацию для родителей.
– Скрупулёзный учёт особенностей раннего детского периода, по идее, должен перевернуть и систему образования в начальной школе. Не так ли?
– Безусловно. Сегодня она далека от эффективной. Ведь мы же говорим и о 7-8-летних детях, о школьниках. Разное развитие, степень усидчивости, усвоение учебного материала. В этом возрасте должно быть больше физической активности, увлекательных занятий, позитива, которые смогут постепенно вовлекать их в учебный процесс. Пусть они побольше возражают нам, взрослым, как известно, слишком послушные сыновья никогда не достигают многого. Собственно, и мне пришлось заняться изучением актуальных вопросов детского возраста, обнаружив сильный и непокорный характер у своего младшего…
Светлана СИНИЦКАЯ