Закон «О статусе педагога» в Казахстане призван популяризовать профессию учителя, повысить ценность преподавательской деятельности. Учитель – второй родитель [газетная статья].
Дети проводят в школе больше времени, чем дома, не только получая знания по предметам, но и приобретая социально-коммуникативные навыки. Доверяя самое дорогое – ребенка, родители априори соглашаются с высоким статусом и значимостью учителя в обществе.
«В отношении детей к профессии учителя играет роль воспитание, чаще всего дети относятся уважительно. С принятием закона о статусе педагога и повышением заработной платы ситуация улучшилась, и наша профессия постепенно становится престижнее», – считает учитель истории ОШ №32 г. Алматы Кайрат Базарбаев.
Напомним, что в январе 2023 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил поднять заработную плату работникам образования на 25%. Это ежегодная практика с 2020 года.
«Когда зарплату подняли, молодые специалисты потянулись в школы. Но нам позднее ограничили нагрузку, что отразилось на доходах, а у многих ипотека. Хотелось бы вернуть нагрузку в 32 часа в неделю», – делится переживаниями Светлана Феликсовна, учитель математики с 35-летним стажем.
Для привлечения выпускников школ в педагогические вузы зарплата учителя должна быть конкурентоспособной. Тогда удастся избежать набора абитуриентов по остаточному принципу. Решающим фактором в выборе вуза должен быть не низкий проходной балл ЕНТ, а привлекательность профессии.
На популяризацию работы учителем среди подрастающего поколения также влияют аттестация и отчетность.
«Ни у кого аттестация не проходит так строго, как у нас. Мы собираем портфолио, проходим тестирование, пишем эссе, а ожидание решения экспертной комиссии – это всегда стресс. Педагог, достойно прослуживший профессии 20 и более лет, безусловно, заслуживает доверия», – считает учитель сольфеджио с 40-летним стажем Наталья Жиленко.
Бумажная волокита – обратная сторона медали гордой профессии учителя. Вряд ли поколению ребят, познавших прелести гаджетов и соцсетей, импонируют рабочие планы и сверхурочные проверки СОРов и СОЧей. Когда в мировом тренде дистанционная работа и фриланс, условия должны быть максимально комфортными, чтобы профессия выглядела привлекательной.
«Мало кому понравится чрезмерная бумажная работа. У нас с детьми остается мало времени на творчество. Мой предмет устный, а не письменный, предполагает анализ, размышление. Проверка СОРов и СОЧей отнимает много времени и сил», – поясняет учитель истории КГУ ОШ №32 г. Алматы Зухра Бердигожина.
Неплохо обратить внимание на опыт зарубежных коллег, у которых в школе есть комната отдыха, где они пьют кофе за чтением журналов и книг, предусмотрен психолог, проводятся выездные тимбилдинги, отдых на природе. Льготы, путевки в санаторий, билеты на концерт и другие приятные бонусы повысят престиж профессии.
Нельзя не отметить, что за последнее время положительно изменилось восприятие социальной роли педагога. Учитель, стоявший на недостижимой для ребенка ступени авторитарности, трансформировался в учителя-друга.
«Сегодня дети могут поставить под сомнение точку зрения взрослого. В этом есть благоприятный момент. С нами можно поговорить по душам, пошутить, даже поспорить», – говорит учительница начальных классов КГУ ОШ №32 г. Алматы Светлана Киселева.
Подводя итоги, хочется отметить, что активизация роли государства в решении вопросов, связанных со школьным обучением, приносит ощутимые результаты. Сегодня учителя, администрация школ и государственные институты как никогда ранее открыты к диалогу.
Мария МАКАРОВА