Примерное время чтения: 7 минут
313

Туризм начинается с истории

Игорь ЛАРИКОВ. / из газетных материалов

Алматинская область в прошлом году уменьшилась в два раза. Из её состава вышел целый регион – Жетысу. Обе области вернулись к своим советским границам. Но и в таком виде алматинский регион, новой столицей которого стал город Конаев (бывший Капчагай), остаётся лидером туристического сектора страны [газетная статья].

На днях в Конаеве состоялся международный туристский форум Alatau Hike, что можно перевести как путешествие по Алатау. Форум собрал авторитетных экспертов из стран Европы и Азии. В их числе Мария Тебякина, руководитель департамента коммуникационных проектов британской компании Dars Consulting, которая тесно сотрудничает с BBC. Она рассказала, как выглядит наш туризм в глазах европейцев.

Мария Тебякина.
Мария Тебякина. Фото: Игорь ЛАРИКОВ.

– Туристический бренд – не логотип и не слоган. Это устойчивый образ, эмоции, впечатления, ассоциации, стереотипы, которые создаются благодаря коммуникациям. Особенно эта работа важна, когда происходит существенное изменение. Год назад Алматинская область была разделена на два региона, и это как раз тот случай. Кстати, изменения также коснулись и названия столицы Казахстана. Так, например, на сайте одной из крупнейших авиакомпаний мира, Lufthansa, вы не найдёте билеты в Астану. В то же время вы сможете купить билеты в несуществующий Нур-Султан. И всё потому, что город переименовали, а международной аудитории в полном объеме об этом не сообщили, – считает она.

С чего же начать работу над туристическим брендом? С анализа конкурентов. Нужно посмотреть, как они продвигают свой бренд, и сделать примерно так же, но лучше. Например, Грузия в 2022 году приняла 6 млн международных туристов и получила 3,5 млрд долларов дохода. Почему же так много туристов отправляется в маленькую Грузию и так мало приезжает в Казахстан? Нужно изучать, как Грузия добилась таких результатов, и брать ее опыт на вооружение.

Во время форума прошли встречи в формате B2B.
Во время форума прошли встречи в формате B2B. Фото: Игорь ЛАРИКОВ.

Связь между туристическим и инвестиционным брендами региона самая прямая. Туризм – лицо региона, поэтому многие страны продвигают свой инвестиционный потенциал через туризм. В этом направлении активно работает Япония.

– Мне хочется сделать акцент на развитии внутреннего туризма. Об этом в Казахстане очень много говорят. Однако важно понимать, что внутренний туризм – это перемещение финансов из одного региона в другой. А въездной туризм – прямые финансовые вливания в вашу страну. Я не предлагаю отказываться от внутреннего туризма, но важно правильно расставлять приоритеты.

Важным моментом являются стереотипы. Они есть не только о вашем регионе и стране в мире. Они есть и у вас о зарубежном туристе. Нужно их анализировать и иногда менять. Зная свою целевую аудиторию, вы можете легко определить площадки для продвижения своего туристского бренда. Уникальные особенности и конкурентные преимущества региона важно не только определить, но и визуализировать.

Дюны Золотые пески.
Дюны Золотые пески. Фото: Игорь ЛАРИКОВ.

Видео – самый эффектный и эффективный формат. Но для этого нужна законченная и запоминающаяся история. Недостаточно иметь просто набор красивых видеокадров. К сожалению, в Казахстане такое часто встречается. Здесь есть, что показать, умеют снимать, но история часто не получается. Именно наличие красивой истории рождает желание прикоснуться к культуре и истории региона, посетить его и увидеть всё своими глазами, – подвела итог Мария Тебякина.

АиФ-Советы

На форуме Alatau Hike можно было увидеть туристический путеводитель Discover Almaty Region. В него вошел раздел «Курганы Бесшатыр», хотя они находятся на территории области Жетысу. Вместо них можно было рассказать о не менее значимых Иссыкских и Бурундайских курганах, расположенных в Алматинской области. В путеводитель можно было бы добавить информацию о Каскеленском ущелье, Красном каньоне, Писаных скалах с буддистскими изображениями (Тамгалы тас), этноцентрах «Номад», «Гунны». Неполно был представлен и город Конаев. В его описание можно было включить ретросалон «Тулпар» с уникальной коллекцией автомобилей, маяк в живописном заливе у плотины, дюны Золотые пески на северном берегу Капчагая.

Летом шестиполосный автобан между Алматы и Конаевым перегружен, и необходимо развивать систему общественного транспорта. В прошлом году возобновили электричку (пригородный поезд) в этом направлении. В летние месяцы маршрут можно было бы продлить до северного берега Капчагая. Изданию также не хватает оглавления.

В прежние годы с автостоянки в районе плотины открывался впечатляющий вид на Капчагайское море. Но сейчас его закрывает забор частной территории. Необходимо вернуть автотуристам возможность любоваться Капчагаем в одной из красивейших точек побережья.

В кафе и ресторанах Конаева не хватает фирменных блюд из свежей капчагайской рыбы.

Труба недостроенной ТЭЦ является самым высоким сооружением города Конаев, откуда открывается захватывающая панорама. Можно было бы покрасить ее, стилизовав под маяк, и организовать экскурсии на верхнюю точку, естественно, с соблюдением всех мер безопасности.

С набережной Конаева можно наблюдать восход солнца. Это открывает перспективы для фототуризма. Можно проводить конкурсы на лучший снимок капчагайского восхода и выпускать календари с самыми удачными фотографиями.

Для туристов наверняка будет интересна экскурсия по казино, включая посещение акимата Алматинской области, который был вынужден расположиться в здании одного из игорных заведений.

В Конаеве, который летом изнывает от жары, очень не хватает тени. Необходимо остановить необдуманную обрезку деревьев.

Осенью прошлого года в одном из пансионатов на берегу Капчагая прошел представительный Кульсариевский слет авторской песни. Городской акимат мог бы не только поддержать этот слет, но и устроить выступления его участников на городских площадках.

Городу не хватает туристических сувениров. Для их создания можно обратиться к алматинским дизайнерам и художникам, которые уже создали серию необычных головных уборов, таких как коллекция Севы Демидова, а также дредошапка и тюбетейка-ушанка.

Ретросалон «Тулпар» мог бы не только демонстрировать свою коллекцию автомобилей и старинных вещей, но и проводить ретровечера в советском стиле.

Олег БЕЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)