Американский журнал U. S. News & World Report L.P. поставил Казахстан на предпоследнее место в рейтинге лучших стран для туризма. Наша страна оказалась на 84-й строчке, заняв предпоследнее место среди 85 стран мира [газетная статья].
Худшие позиции мы делим с Ираном, а уступаем Украине, Узбекистану, Азербайджану, Беларуси, России, а также Замбии, Ливану и Мьянме. Журнал приводит такую статистику: за январь – сентябрь прошлого года года республику посетило 3,4 млн иностранцев, что в 3,6 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года. Но по мнению аналитиков, рост количества прибывших в РК людей не связан с улучшением туристического кластера страны.
Этот рост так называемого въездного туризма характеризуется двумя факторами: улучшением ситуации, связанной с пандемией коронавируса и снятием всевозможных карантинных ограничений, а также прибытием огромного количества людей из соседней России из-за ситуации с мобилизацией. И что любопытно, выездной туризм популярнее въездного. За те же девять месяцев 2022 года в другие страны отправились отдыхать 5,6 млн казахстанцев, это в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года. Казахстанцы стали также больше перемещаться внутри страны, число тех, кого можно назвать внутренними туристами, также увеличилась на 25,1% за год, то есть до 4,9 млн человек. Что тут можно сказать? А то, что мы говорили и говорим постоянно, нет у нас, к сожалению, так называемой культуры туризма. А есть непреодолимое желание получить с состоятельного приезжего всё и сразу. Тогда как туристическую репутацию страны создают десятилетиями.
Наглядный пример – Турция. Почему бы не перенять её опыт? Тем более что эта страна неоднократно предлагала свою помощь в создании казахстанской туристической индустрии. Сами турки, кстати, прилежно и долго учились у немцев, которые разработали целую стратегию построения отелей, обучения персонала, налоговых особенностей для турецкого туризма.
При этом, как мы неоднократно писали, туркам сразу же внушили мысль о том, что быстрой прибыли они не получат, что нужно создать туристический имидж страны, завлечь туриста далеко не только пляжами и тёплым морем, а прежде всего ласкающей слух любого туриста формулой «цена – качество». Когда недорого, но добротно, доброжелательно, не навязчиво. Но мы не такие, оказывается.
И потому наш туризм, отнюдь не доброжелательный и уж далеко не качественный. А уж что касается создания туристической отрасли, то об этом пока можно и не говорить. Так что как бы скептически ни относились некоторые к подобным рейтингам, с которого мы начали, но он, к сожалению, весьма объективен.
Сергей КОЗЛОВ