Вот уж опустили, так опустили. В мировом рейтинге лучших стран для туризма по версии U.S. News Казахстан занял предпоследнее, 84-е место. После нас только Иран. При этом, учитывая патологическую нелюбовь США к этой стране (рейтинг-то американский), можно предположить, что персам определили последнее место чисто по политическим мотивам. И если это действительно так, то мы фактически на самой последней позиции [газетная статья].
ПРИГЛАШАЯ ГОСТЕЙ, ПРИБЕРИСЬ В ДОМЕ
Согласно заявлению комитета развития индустрии туризма Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, «туризм является не только крупнейшей, но и наиболее быстро развивающейся отраслью мирового хозяйства, где развитие туризма почти в два раза превосходит темпы роста других отраслей экономики. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туризм сравним с нефтедобывающей промышленностью».
Насколько это заявление применимо к нам и что нужно сделать, чтобы эта сказка стала для нас былью, вопрос весьма интересный. Казалось бы, Казахстан нащупал свою нишу в туристической отрасли. Девственная природа, живописные ландшафты, горы, степи, леса, озера, юрты, лошади и верблюды – словом, все, что должно привлекать наевшихся ниццами да куршавелями забугорных буржуев.
Ан нет. Страна, транслирующая по телевидению красочные рекламные ролики, выпустившая море путеводителей, презентующих неповторимый колорит и прочие свои неоспоримые изысканные прелести, увы, как оказалось, пока еще не готова к изучению себя неизведанной даже своими обитателями, не говоря об иностранцах.
Как пишут в социальных сетях любители автотуризма, очень часто навигаторы предоставляют неверную информацию. Достаточно съехать с трассы республиканского или областного значения, как тут же начинаются приключения (хотя их любителей у нас тоже хватает).
Интерактивная карта легко может завести вас в тупик, как бы абсурдно это ни звучало, даже в бескрайней казахстанской степи. Дорога часто просто упирается в речку, где осталось лишь напоминание о том, что когда-то в этом месте через нее пролегал мост. Да и дорогой это назвать сложно. Скорее направление, колея, размытая дождями и продавленная грузовиками браконьеров, вырубающих заросли саксаула.
О мобильной связи в таких местах, разумеется, речи быть не может. А потому один неверный шаг в сторону от проторенной тропы приведет вас в очень и очень экологичный туризм, воспоминания о котором долго будут вызывать аллергию на него и тоску по заграничным курортам.
Увы, на деле все наши стремления стать туристическим раем в реальности воплощаются лишь в громкие, но пустые заявления.
А ОНО ГОСУДАРСТВУ НАДО?
По словам почетного работника туризма Казахстана Жумата Марденова, въездной туризм – вещь гораздо более серьезная, чем грандиозные, но все же разовые мероприятия вроде Экспо или Универсиады. И подходить к этой теме нужно с точки зрения полноценной государственной поддержки. А с этим у нас полная засада.
Согласно отчету о результатах мониторинга реализации бюджетных программ Министерства культуры и спорта Республики Казахстан на 2022 год, комитету развития индустрии туризма было выделено 402 млн тенге. Что можно сделать на эти более чем скромные деньги? Но даже при этом поставленные задачи выполнены всего 21,3%, а неосвоенная сумма – 316,2 млн тенге.
То есть, во-первых, это отчетливо показывает, насколько серьезно государство относится к развитию туризма. А во-вторых, непонятно, куда девалась большая часть денег: то ли осталась на счетах, то ли разлетелась по карманам чиновников.
Вот и Жумат Марденов повествует об откровенно легкомысленном отношении государства к развитию туризма.
– Красота нашей природы, незаметная для наших замыленных глаз, могла бы привлекать в страну огромное количество иностранцев, пресытившихся фешенебельными мировыми курортами. У нас ведь есть всё – от восточной экзотики до экстрима, – говорит он.
– За чем же дело стало?
– За поддержкой государства. Если оно реально заинтересовано в развитии въездного и внутреннего туризма, то в нем должно быть профильное министерство, а не комитет в составе другого министерства, «распыленного» на три разных направления. Мы давно говорим о том, что в стране должен быть координатор и двигатель развития туристической отрасли. Но нас не хотят слышать. Это одна проблема.
Вторая заключается в том, что при наличии у нас всего лишь комитета по туризму, в нем еще и достойных кадров нет. Там не видно ни одного профессионала, хотя в стране они есть. Я легко могу назвать их имена в каждой области. Это высокие знатоки своего дела, начинавшие еще в 70-е и 80-е годы, когда въездной туризм был основой деятельности туристической отрасли Казахстана. Алма-Ата в то время для иностранцев была одним из самых популярных маршрутов. Конечно, основной поток был из социалистических стран. Но часто приезжали к нам из США, ФРГ, Франции.
– Что нужно сделать, чтобы вернуть былую популярность казахстанскому направлению?
– Разрабатывать маршруты, программы и вкладывать деньги. У нас ведь столько возможностей! Еще в 2005 году я предлагал организовать каспийский круиз Астрахань – Актау – Туркменбаши – Тебриз (Иран) – Баку – Дербент. Это можно было сделать общими усилиями прикаспийских государств. Но наши власти, к сожалению, не восприняли эту идею. А вот россияне к ней прислушались и уже спустили на воду теплоход «Мустай Карим» класса «река – море». Этот суперлайнер ходит по Волге и по Каспию, способствуя дальнейшему развитию туризма в России. А наши эту тему благополучно прошляпили.
ГЛАВНОЕ – ПРАВИЛЬНО ДОЛОЖИТЬ НАВЕРХ
Тем временем ответственные за отрасль чиновники рапортуют о росте въездного туризма, прогрессивных показателях и прочих своих «успехах», демонстрируя, что не зря штаны просиживают.
Доля правды в их докладах есть. Какой-никакой рост в цифрах имеется. Но если сравнить данные, скажем, с соседним Узбекистаном, то наши результаты просто ни о чём.
С тех пор как президент соседней республики Шавкат Мерзиёев в 2016 году открыл ее для туризма, там в этом направлении наблюдается стремительный прогресс. Судите сами: уже в 2019 году (т. е. до пандемии) эту страну посетило более 4 млн иностранных туристов, а в 2022-м, согласно данным Госкомстата республики, 5,2 млн.
Казахстан же, по данным информационной системы eQonaq, в 2022 году посетили около 200 тыс. иностранцев. Есть, правда, альтернативные данные от Energyprom.kz, по которым число посетивших страну зарубежных гостей составляет 3,4 млн человек. Но по оценкам специалистов, это откровенно дутые цифры, предназначенные для отчета наверх, поскольку в них включены граждане приграничных районов соседних государств, приезжающих к родственникам, за покупками и т. д.
Данные доводы вполне правдивы. Чтобы в этом убедиться, достаточно постоять какое-то время у пограничного перехода Кордай на казахстанско-кыргызской меже. Автор этих строк лично наблюдал, как автомобили из соседнего Кыргызстана заезжали на казахстанскую территорию, чтобы просто заправиться бензином, так как у нас он дешевле, и тут же выезжали обратно.
При желании можно точно посчитать, сколько их приезжает за сутки. Это далеко не десять и не двадцать. И водители всех этих машин, разумеется, идут в учет въехавших иностранцев на территорию Казахстана. Аналогичная ситуация, скорее всего, и на казахстанско-российской границе. Ведь в России бензин тоже дороже, чем у нас. Плюс к этому существенно улучшила статистику и проведенная у наших северных соседей частичная мобилизация.
Дутые цифры при разумном подходе вполне могли бы быть реальными. Мы могли бы предложить гостям со всего света и горные лыжи, и пляжи, и рафтинг, и соколиную охоту, и сафари, и ставший в последнее время модным экотуризм, и многое другое. Только вот с разумностью у нас беда.
Айдар ЕРМЕКОВ