Примерное время чтения: 3 минуты
74

Мир доброты

Минувшая пятница стала для больших и маленьких астанчан и гостей столицы, кому повезло оказаться в бизнес-центре «Москва», сказочным днем. Представительство Россотрудничества в Казахстане открыло здесь новый выставочный проект под названием «Proсказку» [газетная статья].

Надо сказать, время для этого организаторы выбрали вполне подходящее: накануне народного весеннего праздника Наурыз и Международного дня детской книги.

Книги, многочисленные сборники русских и казахских сказок, находились в экспозиционных залах, но чтобы пройти к ним и взять в руки, надо было окунуться в сказочную атмосферу.

Например, один зал был наполнен звуками таинственного леса: тревожным шорохом листьев, пением райских птиц, еле уловимым журчанием родника. Впечатление леса дополнял, даже усиливал настоящий древесный запах, исходивший от бревенчатой избушки на курьих ножках. У самой ее крыши находился резной скворечник. Поэтому можно было предположить, что хозяйка этой избушки была Бабой-ягой особенной, так как обычные ее сестры живых людей и птиц недолюбливают.

Вход в зал казахских народных сказок открывался ниспадающими холстами с изображением Коркыта, создателя кобыза. На противоположной стене – темная фигура ангела смерти, которого Коркыту удалось однажды перехитрить. Удивительным было то, что декорации зала будто передавали грустную и в то же время волшебную мелодию кобыза, напоминающую о том, что обо всем самом важном в твоей душе надо обязательно успеть поведать людям.

Вообще, о декорациях следует сказать особо. Автор выставочного проекта, координатор культурных и образовательных программ Россотрудничества в Казахстане Ольга Скальчук постаралась сделать так, чтобы главным их элементом стали иллюстрации к сказкам.

В зале, где стояла избушка на курьих ножках, выставлены работы Елены Поленовой, которые специально для этой выставки любезно предоставил музей-заповедник Василия Поленова, ее старшего брата, известного русского художника. Нельзя сказать, что Елена была в тени его славы: современники отдавали ей дань уважения как основоположнику жанра иллюстраций к сказкам. Елена Поленова, по словам художника, писателя и искусствоведа Александра Бенуа, не только «заразилась пленительным безу мием детской фантазии», но и сумела гениально изобразить этот мир в своих рисунках. И заразить им других.

В проекте «Proсказку» представлены иллюстрации и нашего современника, точнее, современницы – Ассоль Сас. На этой выставке мне понравилось не только ее оформление зала Коркыта. Особое впечатление произвели ее рисунки к историческому роману Ермека Турсунова «Мамлюк» – они выразительные, буквально завораживающие. Волшебные, как и ее собственное имя, цвета только что заалевшего над морской гладью рассвета.

Правда, заставила остановиться фраза Ермека Турсунова, открывающая этот зал: «У каждого поколения свои сказки». И усомниться в ее точности. Не то чтобы фраза неправильная. Она неполная. Потому что есть сказки для всех поколений: предыдущих, нынешнего, будущих. Ведь сказки – это живая и продолжающаяся во времени история, культура, душа, дух народа – все то, что неразрывно связывает поколения и скрепляет их в один народ.

Может быть, я ошибаюсь. Говорят же: новые песни придумает жизнь. А значит, вполне может придумать и новые сказки. Пусть так. Но хотелось, чтобы наши внуки и внуки наших внуков читали, слушали или смотрели сказки не про месть вурдалаков, а про маленьких принцев, которые каждое утро убирают свои планеты и не забывают поливать цветы добра, чтобы они не засохли.

Михаил ЧИРКОВ, обозреватель

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых