Вряд ли ребёнок придёт в восторг, услышав, что книга, которую предлагают взрослые прочитать, учит тому, другому. Учебников ему хватает в школьном рюкзаке. Это всё равно что убеждать, почему он должен дружить с Сериком, а не с Тимуром.
Первый всегда здоровается не только со всеми соседями, но даже с дворовыми кошками, а второй фыркает в ответ на любое замечание, выбривает полоску на затылке и носит куртку, собственноручно раскрашенную в дикие цвета. Детство вообще неимоверно сложная пора в жизни, и делать его счастливым по лекалам, которые взрослым представляются единственно правильными, означает гнуть не в ту степь. Лучшие детские писатели – это те, кто тонко чувствует природу ребёнка, его беззащитность, несмотря на кокон заботы, в который его стараются погрузить и плотно запеленать. К таким авторам, безусловно, относится Владислав Крапивин, чей клуб «Каравелла» вывел в реальную жизнь сотни подростков, получивших точную нравственную опору , помогающую определять, кому верить, кого сторониться. Как выбирать друзей, отличать красивые и пустые словеса от простых, но настоящих. Его творчество стало компасом для лучших авторов, отдающих своё творчество детям. Отчеканилось в литературную премию, символизирующую высокое качество слова, идущее от сердца взрослого без посредников, прямиком к сердцу растущего человека.
Несколько лет назад казахстанка Аделия Амраева написала повесть «Я хочу жить», отмеченную премией Владислава Крапивина и вошедшую в каталог лучших детских книг мира, который ежегодно составляется Мюнхенской международной детской библиотекой. И с вызовом называется «Белые вороны».
И вот новая книга с вопросительным названием «Я – король?». В ней точно, но неназойливо расставлены акценты, заставляющие размышлять не только ребёнка, но и взрослого. Им бы тоже не мешало перелистать отнюдь не многостраничное издание, зацепившись взглядом за некоторые авторские посылы. Почему мы, например, в первую очередь называем национальность человека. Как будто несёт она в себе некие характеристики. Кореец, еврей, уйгур… Что стоит за фактом этой принадлежности? Почему штампы влияют на нашу жизнь и могут перевернуть её непостижимым образом? Наверное, эта тема в первую очередь для взрослого мозга, которому под силу её отрефлексировать и передать в логичном виде ребёнку. Словом, у маленьких историй получились большие смыслы. Детская литература Казахстана всё увереннее встаёт на крыло, её узнают в разных странах. Вот только наши издатели смелее брались бы её печатать, чтобы отечественным авторам не приходилось искать иные варианты.
Светлана Синицкая