Примерное время чтения: 8 минут
197

Экскурсы и экскурсии – 2

Андрей Михайлов / из газетных материалов

Продолжение. Начало в №21 от 20 мая 2020 года

[газетная статья]

В прошлый раз мы познакомили читателей с необычными мечетями, в облике которых превалируют характерные элементы местных архитектурных пристрастий. Конечно, для фанатичных приверженцев любой веры основой основ всегда останется верность догматам, тогда как для простых правоверных такие отступления от канонов ничего не значат, главное в любой религии – это вера, связь человека с богом, а вовсе не отношения с ортодоксами.

Ислам – одна из мировых религий, хотя и считается самой молодой, но по количеству приверженцев стремительно выбивается в лидеры. Потомуто мечети можно встретить сегодня в самых разных уголках планеты. Большая часть их вовсе не бросается в глаза. Но у каждой страны, где исповедуют ислам, есть храмы, хотя и возведенные во славу Аллаха, но способные поразить своим архитектурным величием не только посвященных – неискушенных. Сегодня мы с вами ознакомимся с несколькими ярчайшими образцами красивейших мечетей мира.

Алматы. Центральная мечеть

Фото: из газетных материалов/ Андрей Михайлов

Наша центральная мечеть начала строиться, когда столица еще не переехала в центр Казахстана. Потому, наверное, в ней так много черт главного храма страны – величественного и парадного. Может быть, наша мечеть не столь помпезна в сравнении с современными аналогами, возникшими в последние десятилетия, как в традиционных мусульманских государствах, так и в тех постсоветских республиках, жители которых вернулись к религии Пророка Мухаммада. Но у нее есть два ярчайших преимущества перед многими из них.

Во-первых, 20-метровый купол. Он впечатляет размером и совершенством по пропорциям. Сегодня купол сверкает золотом, но честно говоря, мне он больше нравился голубым, более традиционным и созвучным тюркским пристрастиям к божественной голубизне неба.

А во-вторых, фон. Величественный и вечно меняющийся хребет Заилийского Алатау на заднем плане. Если отойти на расстояние бывшего автовокзала и поймать ракурс, трудно отвести взгляд от этого сияющего рукотворного купола, вписанного в сонм белоснежных горных вершин.

Не столь зримо для непосвященного, но немаловажно для верующего – намоленность места, на котором возвышается новый храм. В старой Алма-Ате именно здесь стояла непритязательная, но единственная в городе татарская мечеть, которая появилась еще в верненские времена, а в советские представляла собой явный вызов антирелигиозной пропаганде атеистического государства.

Иерусалим. Аль-Акса

Фото: из газетных материалов

Истинные мусульмане, конечно, знают, что первоначальной киблой, к которой во время молитвы поворачивались последователи Мухаммеда, было направление на Иерусалим, а уж затем появилась Мекка. Потому, когда Иерусалим, откуда Пророк возносился к Богу, называют третьей святыней ислама, это верно лишь по значению, но не по хронологии.

Третья святыня – это все пространство Храмовой горы, известной еще в еврейские времена (тоже – Храмом) и занятой ныне комплексом Харам эш-Шариф, известным среди мусульман по имени расположенной тут мечети Аль-Акса с ее тусклым металлическим навершием. Но более приметным элементом является позолоченный Купол Скалы, еще одна мечеть, поставленная халифом Омаром над тем самым «краеугольным камнем» – жертвенником Авраама и стартовой площадкой для вознесения Пророка.

Лучший вид на святыню (как и на весь Иерусалим) открывается со склонов Масличной горы. Особенно если подняться до уровня модернистского храма Слез Господних утром, когда выползающее из-за горней спины солнце выплескивает свои первые лучи на пробуждающийся Иерусалим и ярко воспламеняет золото Купола. Подняться – в одиночку, без толпы и суеты, пристроиться среди ажурных маслин и наблюдать глазами и душой единственное в мире действо. Весь день, до самого заката…

Стамбул. Сулеймание

Мечети Турции знаменуют подлинный Ренессанс в культовом строительстве мусульманских храмов. И это не случайно. Османы, завоевав эти земли, взяли за основу архитектурные шедевры покоренной Византии. Так что именно стамбульские мечети – песнь песней всего жанра! Особенно на закате. Если смотреть с противоположной стороны Золотого Рога, с набережных Скутари-Ускюдара, откуда восхищался ими Иван Бунин («А впереди, на закате единственный в мире силуэт Стамбула, над которым копья минаретов и полусферы султанских мечетей…»).

Самой великой стамбульской мечетью у знатоков и ценителей считается Сулеймание, стоящая на вершине третьего холма былого Константинополя. Построенная при Сулеймане Великолепном, в пору расцвета Порты, самым знаменитым архитектором Османской империи Синаном. Она с самого начала была обречена на мировую славу. А если прибавить то, что рядом находится гробница самой известной женщины Турции, знаменитой Роксоланы, то еще и на внимание массовой публики.

Сам Синан, впрочем, считал это свое творение всего лишь этапом в творчестве, отдавая первенство мечети Селима в Адрианополе. Ну, на то он и автор…

Дели. Джама Масджид

Фото: из газетных материалов/ Андрей Михайлов

Ислам проник в Индию вместе с конницей Газневидов – в 998 году. А здешняя империя Великих Моголов стала одной из величайших мусульманских держав в мировой истории.

Главный храм индийских мусульман – делийская Джама Масджид, одна из самых значительных соборных мечетей мира, способная вместить до 24 000 молящихся одновременно. Правда, не под крышей, а в обширном дворе, который собственно и являлся традиционным молитвенным залом правоверных со времен Пророка. Но несмотря на внимание к канонам, вряд ли возможно спутать шедевр могольской архитектуры с какой-то другой. Если бы неутомимый строитель Шах-Джахан не построил великий Тадж-Махал, то он бы все равно прославил себя в веках – строительством этой мечети.

Джама Масджид расположена в самом центре старого Дели. Со всех сторон окруженная переполненными улочками огромного базара, она являет собой Индию в чистом виде, где все вперемежку. Рядом, к примеру, расположены довольно значительные храмы джайнов и сикхов. Но мечеть Шах-Джахана не растворяется в лабиринте шумных кварталов, а гордо возвышается над Шахджаханобадом на своем высоком постаменте, потому ее видно издалека. А с ее стен (а особенно с минарета) открывается самый, бытьможет, лучший вид на Дели.

Санкт-Петербург. Городская мечеть

Фото: из газетных материалов/ Андрей Михайлов

Санкт-Петербург изначально позиционировался центром огромной и многонациональной империи. Среди тех костей, на которых построен город, скелеты не только русских крестьян, но и татар, пригнанных на строительство из Поволжья. О всесветности столицы Российской империи говорит и обилие разноконфессиональных приходов. На одном только Невском, пройдя метров 500, можно увидеть католический костел, голландскую церковь, армянский храм, лютеранскую кирху, а немного в стороне – молельный дом евангелистов.

Но нас сегодня интересует более всего красивая мечеть, которая высится в самой старой части города, рядом с Петропавловской крепостью и «домиком» Петра Первого. Сооруженная в 1909-14 годах в стиле модерн, эта мечеть, тем не менее, впитала в себя некоторые элементы памятников эпохи Тимура, в том числе купол самаркандской усыпальницы Железного Хромца ГурЭмира. Так по крайней мере официально считается. Хотя если вглядеться, то можно обнаружить сходство и с мавзолеем Ахмеда Яссауи в Туркестане.

В обычные дни здесь пусто и мечеть выглядит всего-навсего странным архитектурным изыском, вписанным в городское пространство города-музея. Но впечатление иллюзорно. Попробуйте прийти сюда в день Курбан-байрама, когда не только площадь рядом, но и все пространство от самой станции метро запружено молодыми мужчинами в тюбетейках. Живописную толпу празднично одетых гастарбайтеров обрамляют купола и минарцеты мечети. Если бы не традиционно серое небо и тяжелые тучи, то картинка вполне бы могла проиллюстрировать какую-нибудь южную республику бывшего Союза.

Андрей Михайлов
Фото автора

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых