Примерное время чтения: 11 минут
28

Казахская литература в годы Отечественной войны  

В этот день, 28 января 1945 года, газета «Казахстанская правда» публикует выступление казахского писателя Мухтара Ауэзова на собрании интеллигенции Алма-Аты о вкладе литераторов в дело разгрома врага. Сегодня Ауэзов – признанный классик казахской литературы. А тогда он работалв Институте языка и литературы АН КазССР и именно, в годы войны, писал свой главный литературный труд об основателе казахской письменной литературы, поэте и просветителе Абае Кунанбаеве. В 1948 году писатель стал лауреатом Сталинской премии за книгу «Абай». Позже, в 1959 году, он был награжден Ленинской премией за произведение «Путь Абая».

Больше высокохудожественных произведений. Выступление писателя М.Ауэзова.

Наше собрание счастливо совпало с днями, когда позывные сигналы московского радиовещания не раз, не два, а многократно за вечер и ночь доносят победные вести с фронта Отечественной войны. Под ударами нашего гиганта-исполина рушится час за часом, день за днём мир зла на его последних рубежах. Рушатся последние заслоны фашистского зверя и одни за другим встают из пепелища для жизни народы, страны. Они получают и жизнь, и свободу из рук нашей Красной Армии.

Мало сказать радость — ликование наполняет грудь. И хочется быть достойным того великого, что возносит нашу Родину, возносит самоотверженных, истинно достойных сынов её.

Проверка, самопроверка — законное стремление при этом состоянии. И с этих диктуемых величайшими днями наступления положений нужно окинуть взором деятельность писателей Казахстана.

Велики и благородны задачи писателя в дни жестокой борьбы с кровавым врагом. Нет и не может быть советского писателя, стоящего вне этой борьбы.

Касаясь всего нового в казахской литературе, рождённого за годы Отечественной войны, я должен сказать, что писателями республики проделана большая работа.

Казахстанская правда

Не говоря о замечательном творчестве акынов нашей республики, я могу указать на ряд серьёзных достижений в творчестве отдельных поэтов, прозаиков, драматургов. В их числе в первую очередь нужно отметить произведения поэтов, писателей-фронтовиков — Павла Кузнецова, Аманжолова, Снегина, Сарсенбаева, Саина, Абилева. В их творчестве нашли отражение правдивые, горячие чувства непосредственно пережитых событий.

В поэзии с самого начала войны успешно и, главное, в новом качестве выступает талантливый поэт Гали Орманов. Лиризм, искренняя взволнованность и серьёзные мысли делают его стихи настоящим выражением действительно значительных дум о Родине и о судьбах её. В драматургии тематика Отечественной войны нашла своё отражение, начиная ещё с осени 1941 года. Но нужно сказать, что в этом жанре нет ещё полноценных художественных полотен.

Новинки казахской литературы в жанре драматургии приходятся больше на тему прошлого. Здесь необходимо упомянуть имя поэта Тажибаева Абдильды — очень успешно, действительно оригинально и талантливо выступающего в новом для него жанре драматургии. Я имею в виду его новую пьесу «Котерилген-Кунбез» («Возведённые своды»), пьесу, посвящённую 20-летию республики братского узбекского народа.

Художественная проза, несколько отставшая от других видов литературы Казахстана в первые годы войны, сейчас вступает в свои права, внося в литературу военных лет подлинно художественные, настоящие ценности. В числе новинок художественной прозы 1944 года выделяется талантливая повесть Мусрепова «Казахский богатырь» о Герое Советского Союза Смагулове. Оригинальную художественную повесть о нефтяниках Казахстана написал писатель Сланов. Многообещающие интересные главы из повести об угольной Караганде в дни Отечественной войны начал публиковать писатель Абишев.

О жизни и деятельности одного из замечательных сынов казахского народа — новатора Берсиева — пишет повесть, широкую по замыслу, оригинальную по своим приёмам показа героя, писатель Мустафин.

С особенным удовлетворением нужно отметить, как значительный в литературной жизни Казахстана факт, — окончание романа «Метель» известным широкому кругу советских читателей писателем Шуховым.

Наконец, нужно упомянуть целую серию научных исследований историко-литературного порядка писателей, критиков, литературоведов республики. Ими под руководством института языка и литературы КазФАНА написан за годы Отечественной войны объёмистый первый том Истории казахской литературы, предназначенный, как пособие для вузов; подготовлено академическое издание полного собрания сочинений Абая к его столетию. Объёмистый труд в виде углублённо-научной монографии об Абае заканчивает сейчас писатель Муканов.

Таковы вкратце дела писателей Казахстана. Я перечислил здесь только наиболее заметные, серьёзные трудовые усилия писателей. Но всё это вместе взятое мало, чрезвычайно мало ещё для того, чтобы оправдать наш писательский долг перед страной, перед нашим народом.

Произведение антихудожественное, схематически примитивное — подобно орудию, стреляющему мимо цели. А у нас имеются такие произведения. В писательской продукции наша общественность заинтересована кровно. Лучшее произведение литературы — гордость и отрада, а всё низкопробное, слабое — горечь и досада для общества.

Нужно предъявить себе серьёзный счёт, чтобы расквитаться за наши долги перед читателем-бойцом, защитником Родины, перед читателем – героическим тружеником тыла, перед зрителем сцены, перед зрителем экрана. Только такое ответственное сознание позволит нам создать полноценные произведения, с которыми мы, казахстанские писатели, должны прийти к приближающейся славной дате — 25-летию нашей республики.

Только такое ответственное сознание позволит нам увеличить наш вклад в великие события, творимые сейчас на фронтах нашей победоносной Красной Армией, нашим народом под руководством гениального полководца товарища Сталина. (Аплодисменты).

(«Казахстанская правда», 28 января 1945 г., воскресенье)

Источник бодрости и воли к победе. Выступление народной артистки СССР Куляш Байсеитовой.

В этот день, 28 января 1945 года, газета «Казахстанская правда» опубликовала выступление первой оперной певицы Казахстана, народной артистки СССР Куляш Байсеитовой. Лауреат двух Сталинских премий II степени (19481949), она - одна из первых обладательниц звания «Народный артист СССР» (1936) и одна из самых молодых (после Халимы Насыровой) за все годы присвоения премии.

Казахстанская правда

Люди искусства и литературы, так же как работники науки и техники, неустанно помогают Красной Армии завоевывать победу, крепить мощь советского государства.

В песне, в музыке, в театральном представлении бойцы фронта и тыла, как в источнике живой воды, черпают бодрость, силу духа и волю к победе. Театр на фронте — это лучший отдых офицеров и солдат. Недаром с такой любовью встречают на передовой линии артистов.

С начала войны работниками искусства Казахстана создано 14 бригад. Эти бригады обслуживали многие дивизии, они ознакомили бойцов и офицеров с казахскими народными песнями и плясками. Выступая непосредственно на передовой линии фронта, артисты собирали каждый раз по 500-600 слушателей. Часто певцу или музыканту аккомпанировал гром орудийной пальбы или гудение вражеских истребителей. Но тем живее и бодрее шла наша работа. Больше тысячи таких концертов на нашем счету.

Рядом с работой на фронте шла работа и в тылу. Бригады артистов обслуживали раненых воинов в госпиталях, бойцов, едущих на фронт. Таких шефских концертов было дано до 15 000. В связи с войной оперный театр поставил новую постановку «Гвардия Алга», драматический театр поставил «Намыс гвардиясы».

Казахские театры, продолжая в дни войны большую творческую работу, настойчиво искали в искусстве новые пути.

Мы считаем серьёзным достижением, что нам удалось впервые поставить на сцене наших театров такие трудные в сценическом отношении и новые в казахском репертуаре постановки, как «Чио-Чио-сан», «Даиси» и «Укрощение строптивой». Эти спектакли обогащают нашу театральную культуру и классикой прошлого, и достижениями братских народов.

Мы работали над созданием казахской оперы, старались поднять её на высокий уровень музыкального искусства. Постановка оперы «Абай» свидетельствует об успешности наших усилий.

Мне после создания образа казахской девушки из национального эпоса «Кыз-Жибек» не так легко было в опере — «Чио-Чио-сан» перевоплотиться в женщину вне рамок какой-либо национальности, в женщину, обобщающую черты достойной жены и достойной матери. Большую радость, благородное чувство межнациональной дружбы мне, казашке, доставила работа над прекрасным образом грузинской девушки в опере «Даиси». Нашу работу по обогащению казахского искусства мы продолжаем дальше — мы готовим на казахской оперной сцене постановку «Евгений Онегин», сочетающую два великий русских имени — Чайковского и Пушкина. Пусть бессмертный образ русской девушки Татьяны будет понятен и близок казахскому народу!

Работаем мы теперь над спектаклем об Амангельды. Мужество и храбрость казахского народа на полях сражений в Отечественной войне должны найти отражение в художественных образах наших национальных героев.

Я обращаюсь к вам — писатели, поэты, композиторы, драматурги — дайте нам произведения, в которых мы могли бы жить на сцене стремлениями и чувствами нашего замечательного дня.

Вместе со всей советской интеллигенцией мы, деятели искусства, театра, отдадим свои силы, знания, свой опыт и талант делу победы во славу нашей родины, во славу великого Сталина. (Аплодисменты).

(«Казахстанская правда», 28 января 1945 г., воскресенье)

От ред. KeyNews: Возможно, кто-то из вас впервые прочитает о боевых и трудовых подвигах своих родственников и знакомых, узнает на пожелтевших фотографиях из далёкого 1945-го членов своей семьи. В этом случае напишите нам (редакционная почта - pcrk2006@gmail.com), мы обязательно опубликуем ваш рассказ о том, как сложилась судьба ваших близких.

Совместный проект телеграм-канала Key News и редакции газеты «Аргументы и Факты-Казахстан».

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)