ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ИГРАТЬ НА СЦЕНЕ В 80 ЛЕТ, НУЖЕН НЕ ТОЛЬКО ТАЛАНТ, НО И ОСОБАЯ СТОЙКОСТЬ. У ДЕТЕЙ ВОЙНЫ ОНА ЕСТЬ. НА ДНЯХ ВАЛЕРИЯ ГЕОРГИЕВНА КРЫМСКАЯ, ВЕДУЩАЯ АКТРИСА ТЕАТРА ИМ. НАТАЛИИ САЦ, ПОЛУЧИЛА ПОЧЕТНЫЙ ЗНАК «ЗА ДРУЖБУ И СОТРУДНИЧЕСТВО» ОТ РУССКОГО ДОМА В АЛМАТЫ. НАГРАДУ ЕЙ ВРУЧИЛА ТАТЬЯНА БАРЫШНИКОВА, КОНСУЛ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛЬСТВА РФ В АЛМАТЫ [газетная статья].
В 1967 году выпускница Сведловского театрального института Валерия Крымская приехала работать в Павлодарский драмтеатр им. Чехова, а с 1969 года и по сей день она является актрисой театра им. Наталии Сац в Алматы.
– Валерия Георгиевна, в чём секрет творческого долголетия и что вам даёт сцена?
– Когда есть работа, есть стимул к жизни. Откуда-то появляются силы жить и творить на сцене долгие годы. Всё в жизни актёра зависит от его творческой занятости. Когда актёров выгоняют на пенсию, они, как правило, быстро гаснут. Появляются недомогания, заболевания, которые быстро подтачивают здоровье. Работа даёт мне тонус. Когда у меня временно не было работы, естественно, навалились какие-то болезни. А вот сейчас, когда снова вошла в обойму, я счастлива.
– Как вам работалось над спектаклем «Шесть блюд из одной курицы» по пьесе Ганны Слуцки?
– Осенью я переболела коронавирусом, но руководство театра доверило мне одну из главных ролей. Пришлось над ней в основном работать дома, потому что долго не проходил насморк, и в связи с этим меня не пускали в театр. Но 27 февраля, как раз в день моего 80-летия, мы сделали премьеру и до сих пор играем эту пьесу. Несмотря на такое ресторанное название, этот спектакль не о питании, а, образно говоря, о воспитании, о взаимоотношениях людей разных поколений. Я играю мамашу и олицетворяю проблему чрезмерной материнской любви, которая делает сына маменькиным сыночком. В то же время со мной связан и один из главных конфликтов – проблема свекрови, которая разрушает жизнь молодой семьи. По сюжету моя героиня понимает, что она сломала жизнь молодой пары, и делает всё, чтобы возродить семью. В жизни, к сожалению, так почти никогда не происходит.
– А сколько блюд из курицы вы можете приготовить на своей кухне?
– Больше шести. Но, если честно, в отличие от театра дома мне курица ужасно надоела. У меня довольно строгая диета: я не ем красное мясо, поэтому курица слишком часто появляется на моем столе.
– Вам приходится играть в постановках и для детей, и для взрослых. Какой процент детских и взрослых спектаклей должен быть в театре юного зрителя?
– Я считаю, что наш театр существует для всех возрастов. В основном у нас работает большая сцена, где показывают и детские спектакли, и взрослые. Недавно даже давали «Лебединое озеро» в исполнении балета Аюханова. И хотя это вечерний спектакль в 19:00, в зале было много детей. Если спектакль не имеет характеристики 18+, то детей у нас не возбраняется приводить в театр в любом возрасте. Что касается спектаклей сугубо для взрослой аудитории, то чаще всего их показывают на малой сцене.
– Что для вас важнее – театр или семья?
– Я впитала у мамы её поговорку: если муж тебе скажет: «Или я, или театр», всегда выбирай театр. Я довольна своей судьбой – только в 30 лет вышла замуж. К 42 годам развелась, и у меня всё-таки есть дочь. Так что в целом могу сказать, что моя жизнь оказалась счастливой. Главное – услышать, что твоей душе хочется, и найти своё призвание. Я счастлива, потому что до сих пор заряжаюсь энергией от зрителей. Вспоминаю из книги Людмилы Гурченко «Мое взрослее детство» цитату ее отца: «Не переживай! Хорошего человека судьба пожмет, пожмет да и отпустит». В своей жизни я часто вспоминала эту фразу и каждый раз убеждалась в её правоте.
Олег БЕЛОВ
Фото автора