28

Вторая юность «Кыз-Жибек»

В ПРОШЛОМ ГОДУ В КАЗАХСТАНЕ ОТМЕТИЛИ СРАЗУ ТРИ ОДИНАКОВО ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ: ПРОШЛО 115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА ЕВГЕНИЯ БРУСИЛОВСКОГО, РЕЖИССЕРА КУРМАНБЕКА ДЖАНДАРБЕКОВА И ОПЕРНОГО ПЕВЦА КАНАБЕКА БАЙСЕИТОВА! В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЯМИ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ПЕРВОЙ КАЗАХСКОЙ ОПЕРЫ «КЫЗ-ЖИБЕК», В СОЗДАНИИ КОТОРОЙ В СЕРЕДИНЕ 30-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ПРИНИМАЛО ЛЕГЕНДАРНОЕ ТРИО. [газетная статья]

Историческое музыкальное событие произошло в 1934 году. Собственной оперы в Казахстане тогда еще не было, зато в изобилии – любовь к музыке, уходящая корнями в глубокую древность, музыкальность и певучесть казахского народа, множество исторических песенных и инструментальных традиций. Появились популярные народные исполнители и, что очень важно, представители письменной музыкальной традиции – композиторы.

Советская власть в те годы приняла решение развивать оперу в национальных республиках. И как следствие, в Алма-Ату откомандировали выпускника ленинградской консерватории Евгения Брусиловского. Министр просвещения Казахской АССР Темирбек Жургенов пообещал ему создать все творческие условия, но взамен попросил: «Только напишите нам хорошую оперу!».

Перед Евгением Брусиловским стояла непростая задача. Под выражением «все возможные условия» подразумевалось совсем немногое: полупрофессиональные исполнители и танцоры, вышедшие из народа, а также маленький симфонический оркестр, из-за нехватки кадров наполовину собранный из музыкантов, игравших на народных инструментах.

«Кыз-Жибек» лирична и музыкальна, но назвать вокальный материал оперы сложным в техническом плане будет неправильно. И это именно то, что делает первую казахскую оперу особенной. «Кыз-Жибек» – не то произведение, под которое должны подстраиваться исполнители. Напротив, опера создавалась именно «под них». Для того чтобы певцам было проще и привычнее исполнять арии, а слушателям их воспринимать, Евгений Брусиловский написал свое произведение на основе около полусотни оригинальных кюев и песен первых казахских представителей устной музыкальной традиции. Например, основной лейтмотив оперы, который сегодня, к слову, в государственном театре можно услышать в коридорах и зале в качестве антрактного звонка, послужила знаменитая песня «Гакку» Ыбрая Сандыбайулы.

Эту ювелирную работу Евгений Брусиловский проделал не в одиночестве, ему активно помогала группа исполнителей, которые занимались поиском и подбором песен. В их числе была и первая исполнительница партии Жибек, казахская оперная певица Куляш Байсеитова. Дебютная постановка, увы, успеха не возымела. Композитор долгое время задавался вопросом: почему? Но ответа так и не нашел. С тех пор опера перетерпела множество редакций, а в итоге приобрела иное звучание и стала по-настоящему народной.

НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ

А теперь перенесемся в 2020 год. «Все возможные условия» теперь включают в себя гораздо больше, чем 86 лет назад. В прошлом году за постановку «Кыз-Жибек» взялись российский режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, дирижер-постановщик Канат Омаров, балетмейстеры Гульжан Туткибаева и Айгуль Тати, художники Павел Драгунов и София Тасмагамбетова. В опере задействовали симфонический оркестр, хор и балет Казахского национального академического театра. Но есть и негативный фактор – пандемия, которая значительно усложнила процесс постановки.

-
Фото: Борис ЮРЬЕВ.

Но несмотря на все сложности, премьера «Кыз-Жибек» прошла с невероятным успехом. Спустя несколько десятилетий слушатели смогли в полной мере оценить всю красоту музыкального национального наследия, оставленного нам Евгением Брусиловским. Задумка театральной труппы во главе с режиссером-постановщиком Михаилом Панджавидзе заключалась в том, чтобы в 2020 году «Кыз-Жибек» прозвучала так, как если бы в 1934 Брусиловский имел в своем распоряжении лучшие выразительные средства современности. Ведь главная ценность оперы в том, что она стала первой, – именно эту идею и подчеркнули современные постановщики.

В новую версию вернулся «Сон Жибек» – хореографическую сцену поставила балетмейстер Гульжан Туткибаева. Это единственная классическая балетная хореография в опере. Подавляющее большинство танцев в постановке народные, что в очередной раз приближает ее к первоисточнику. Кроме того, в более ранних постановках танцы выполняли связующую роль между картинами, но в сам сюжет не вплетались. Режиссер Михаил Панджавидзе тонко «вживил» их в драматургию.

Старясь приблизить оперу к ее истокам, в своей работе по созданию сценических костюмов художники опирались на документальные фотографии старинной национальной одежды. Соединение всех этих деталей позволило 26 декабря 2020 года наблюдать на сцене КНАТОБ им. Абая в буквальном смысле возрождение премьеры первой казахской оперы «Кыз-Жибек».

И все же самое трогательное и важное в этом событии – отношение людей, работавших над постановкой. Ведь они позволяют современному слушателю почувствовать, что сюжет древней степной легенды даже спустя столетия не нуждается в адаптации.

Александра ЧЕРЕЗОВА

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество