В АЛМАТИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИСКУССТВ РК ИМ. КАСТЕЕВА СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ИДЕЙНО ЧУЖДОЕ…». В ЭКСПОЗИЦИЮ ВОШЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО 1920-1930-Х ГОДОВ, ХРАНЯЩИХСЯ В ФОНДАХ ГМИ. ИХ ТВОРЧЕСТВО НЕ ЗАВИСЕЛО ОТ ИДЕОЛОГИИ И ДИССОНИРОВАЛО С ГОСПОДСТВУЮЩИМ ТОГДА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ РЕАЛИЗМОМ, ОФИЦИАЛЬНЫМ СТИЛЕМ СТРАНЫ ПОБЕДИВШЕГО СОЦИАЛИЗМА. [газетная статья]
Многие из работ не выставлялись уже несколько десятилетий. Некоторые зрителям представлены впервые. На выставке отсутствуют абстракции, все композиции фигуративны. Но их реализм с точки зрения коммунистического руководства был сомнительным и в чем-то даже подозрительным.
На выставке представлены произведения Роберта Фалька, Павла Филонова, Климента Редько, Сергея Романовича, Александра Лабаса, Алексея Моргунова, Константина Зефирова и других известных художников, уклонявшихся от линии коммунистической партии. В своем творчестве они сторонились пропаганды и пафоса в адрес победившей диктатуры пролетариата.
До начала 1930-х годов эти мастера кисти имели возможность участвовать в относительно свободных художественных объединениях – «Маковец», «Общество московских художников», или ОСТ. Все кардинально изменилось в 1932 году, когда в союзных и автономных республиках образовали Союзы советских художников, а деятельность альтернативных творческих объединений стала преследоваться государством. «Уклонисты» не получали государственных заказов, не имели выставок и не участвовали в официальных закупках.
Абсолютное большинство активных авангардистов 1920- х годов в итоге перешло к спокойной «повествовательной фигурации». Искусствоведы продолжают дискутировать, являлось ли это преображение следствием государственного давления или внутренней художественной эволюции. Основными жанрами художников-уклонистов стали портрет, пейзаж и натюрморт. «Они не давали отвлекаться на советскую действительность, – считает куратор выставки Галина Сырлыбаева. – Эти художники ратовали за сохранение классической станковой картины.
Они прошли все «измы» начала ХХ века: лучизм, примитивизм, кубизм, фовизм… С конца 20-х годов советское искусство изменилось. Я согласна с версией, что тут дело не только в советской идеологии. Каждое явление исчерпывает себя, и у художников изменились приоритеты. Они уже поклонялись не французским идолам начала ХХ века, а великим мастерам XVII – Рембрандту, Рубенсу, Веласкесу. Фальк прямо говорил, что его интересует живописная пластика Рембрандта».
Роберт Фальк (1886-1958) на выставке представлен больше других – восемью работами. Его творчество стало связующим звеном между авангардом 20-х годов и искусством 50-х периода хрущевской оттепели, а затем нонконформизмом 60-х. В свою очередь, Алексей Моргунов (1884-1935) в буквальном смысле стал живым мостом между искусством передвижников и русским авангардом. Сын выдающегося пейзажиста Алексея Саврасова, автора хрестоматийного полотна «Грачи прилетели», Алексей Моргунов был в числе ближайших соратников Казимира Малевича.
Сергей Романович (1884- 1968) – один из немногих советских художников, который разрабатывал христианскую тематику. Не имея возможности покупать холсты, писал маслом на бумаге. Графические листы Надежды Удальцовой (1886-1961) связаны с Казахстаном. Они созданы во время совместной с мужем, художником Александром Древиным, поездки по Алтаю.
Выставка «Идейно чуждое…» продлится до конца февраля. Она открывает выставочный цикл в ГМИ, посвященный искусству РФ.
Вадим КРАВЦОВ. Фото автора