КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ ЗАКРЫЛ 87-Й ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН НОВОЙ ПОСТАНОВКОЙ БАЛЕТА АРАМА ХАЧАТУРЯНА «СПАРТАК». [газетная статья]
«Спартак» считается «мужским» балетом, но не только потому, что в нем огромное количество батальных сцен. Выступление требует титанических усилий и особых физических данных солистов. Даже немногочисленные кантиленные (неторопливые) сцены подразумевают наличие большой выдержки, в том числе и эмоциональной.
– Я хочу прояснить, что современный балет, это не классический, который был 100-200 лет назад. Он подразумевает совершенно новую хореографию, которая в силу времени в переосмыслении не нуждается, – говорит заслуженный художник России Вячеслав Окунев.
Это важное замечание художника-постановщика, которое проясняет нам, почему хореография и музыкальная составляющая спектакля остались неизменными, а вот сценография полностью переработана.
Такое решение, принятое командой постановщиков, совершенно не случайно. Театральная история бережно хранит и помнит несколько образов легендарного балета Хачатуряна. В течение многих лет историю восставшего фракийца Спартака по-разному пересказывали выдающиеся хореографы-постановщики: в 1956 году это был Леонид Якобсон, в 1958-м – Игорь Моисеев, в 1968-м – Юрий Григорович и, наконец, в 1974-м вышла в свет постановка Заурбека Райбаева.
По словам художника-постановщика Вячеслава Окунева, каждая постановка – уникальное прочтением сюжета балета. Поэтому трактовка Заурбека Райбаева не имеет практически ничего общего с предыдущими версиями в истории «Спартака».
Поэтому же изменилась и сценография балета, зрители смогли увидеть совершенно новые костюмы и световые эффекты, что очень сильно повлияло на восприятие происходящего на сцене. Вячеслав Окунев предпочитает не рассказывать о деталях процесса своей работы. Он придерживается весьма понятной для художника позиции: сценография – музыка для глаз, и она сама расскажет о проделанной работе лучше любых слов.
Важно вспомнить, что в 1974 году Арам Хачатурян лично дирижировал оркестром во время премьеры «Спартака» в Казахстане. Поэтому решение оставить музыкальную партитуру нетронутой – более чем оправданно. Ведь она содержит в себе ценные ремарки, сделанные рукой самого автора, поэтому представляет особую ценность для театра.
– Музыку Хачатуряна, которая полностью рисует действие всего спектакля, я считаю легендарной. Невозможно не влюбиться в музыку, когда она настолько красива и прекрасна, монументальна и полна импрессии (чувственного впечатления). «Спартак» до сих пор считается одной из сложнейших балетных постановок, как для оркестра, так и для артистов балета, а историческая версия Райбаева – это визитная карточка именно нашего театра, и безусловно, для меня дирижировать сегодня – большая честь, – отметил дирижер-постановщик, заслуженный деятель РК Ерболат Ахмедьяров.
Александра ЧЕРЕЗОВА. Фото Максима КРАВИТСА