Как стать солистом оркестра, не выходя из дома.
В сфере цифровизации Казахстан занимает передовые позиции в СНГ. Высокие технологии активно проникают и в творческую сферу. Одна из уникальных разработок казахстанцев – VR Generation («VR Оркестр» и «VR Опера и балет») способствует развитию и популяризации классического искусства. Наше ноу-хау скоро презентуют на X Международном форуме объединенных культур, который с 11 по 14 сентября проходит в Санкт-Петербурге.
В форуме принимают участие около двух тысяч гостей из многих стран. Они обсудят актуальные мировоззренческие вопросы и представят миру свои идеи и проекты. Тема этого года – «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?». Руководитель творческого коллектива казахстанцев, известный алматинский популяризатор искусства и меценат Таир Каримов, подчеркнул, что участие его проекта VR Generation в престижном международном форуме стало результатом тесного творческого сотрудничества с Русским домом в Астане и другими российскими партнёрами.
– Таир Негметуллаевич, какую технологию вы используете в своем проекте?
– Это виртуальная реальность – VR. Она позволяет создать имитацию того, что вы переместились в другое помещение или другое пространство. И куда бы вы ни посмотрели, сформированный видеоконтент будет вам об этом говорить. Это формат видео 360 градусов. Благодаря специальной гарнитуре, которая надевается на голову, вы можете видеть все, что как бы находится вокруг вас. В нашем случае можно перенестись в мир классического искусства.
Фото из архива Таира Каримова
– Какой концертный зал вы используете в виртуале?
– Это несколько алматинских площадок. Первое – большой зал Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. Второе, мы использовали большой зал оперного театра – КазНТОБ им. Абая, а также еще несколько камерных залов для формирования малых форм выступлений – квартетов и ансамблей.
– На каких инструментах могут играть музыканты в качестве солистов вашего виртуального оркестра?
– Это могут быть скрипка, альт, виолончель, рояль – то есть все традиционные солирующие инструменты, но будут произведения и для деревянно-духовых и медно-духовых инструментов.
– С какой целью создавали этот проект?
– Он создан исходя из множества задач. Первая из них образовательная – предоставить возможность любому музыканту помузицировать с живым оркестром или ансамблем, отточить свое мастерство. Это можно делать в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю, где бы вы ни находились. В реальности получить такую возможность очень трудно. Музыкантов много, а оркестров мало. В результате лишь 2-3% музыкантов имеют возможность показать своем мастерство в качестве солиста. Конечно же, когда они без подготовки выходят на сцену, проявляется страх, ощущается давление большого количества музыкантов, большого помещения, заполненного зрителями. Все это сказывается очень негативно на качестве исполнения. Поэтому КПД эффективность музыкантов падает. Наличие такого виртуального инструмента значительно улучшает их навыки, позволяет им побороть свои страхи, услышать всю палитру звуков и разнообразие инструментов. Это полезно и для юных музыкантов, они привыкают к значительному количеству взрослых музыкантов на сцене, учатся справляться со своими эмоциями. Эта технология позволяет ощутить объем звучания в большом зале. Все это повышает уровень и исполнительское мастерство.
Где лучшие места?
– Какую роль в проекте выполняют балетные спектакли, ведь танцевать с гарнитурой невозможно?
– Балетные и оперные спектакли относятся к другой категории – entertainment (развлечение). Особенно актуально это было во времена ковида, когда люди не могли посещать театры и концертные залы. Но это также удобно и сейчас. Благодаря нашей технологии достаточно надеть VR-гарнитуру, чтобы увидеть спектакль, оперу или послушать концерт классической музыки, находясь на лучших местах.
– То есть можно посмотреть классический шедевр с первого ряда?
– На самом деле первый ряд не относится к лучшим местам. Ценители выбирают 6-7 ряд, именно такую возможность мы предоставляем. Там прекрасно воспринимается звук, прекрасный обзор и нет слепых зон. Если человек не достал билет на любимую постановку или находится в другом городе, он может в любое удобное время исправить ситуацию. Достаточно надеть очки и насладиться любимым классическим произведением.
– И как можно перенестись в ваше виртуальное пространство?
– Для этого необходимо посетить наш сайт (https://orchestravr.tilda.ws/), выбрать нужное произведение, перейти по ссылке и надеть VR-гарнитуру для полного погружения.
– Можно ли воспользоваться вашей видеотекой без гарнитуры?
– Есть много так называемых коробочных решений: например, специальное приспособление, в которое вы вставляете свой смартфон, и он позволяет вам переместиться в упрощенный вариант формата 360 градусов. Это не полный вариант, но тем не менее вполне рабочий.
Фото из архива Таира Каримова
– Что делать, если от использования VR-гарнитуры возникают проблемы с вестибулярным аппаратом: к примеру, подташнивает или слабое зрение?
– В этом случае можно посмотреть произведение на обычном экране, выбрав нужный ракурс. С помощью компьютерной мышки можно менять ракурс в случае необходимости.
– В целом это платная услуга на вашем сайте?
– Нет, пока она бесплатная.
– Однако создание подобного контента требует больших затрат…
– Это так. Но мы преследуем меценатские цели. Это образование, повышение исполнительского мастерства музыкантов, популяризация высокого искусства.
– Вы решили сосредоточиться только на классическом искусстве или можно ждать расширения музыкальных жанров: например, появления джазовых произведений?
– Была такая идея, но пока мы решили не трогать джаз, потому что в его основе импровизация. У нас же с заранее сформированным контентом это невозможно. Тут мы стеснены формой.
– Нечто подобное вашему проекту создавалось где-то еще в мире?
– Нам приятно сознавать, что мы являемся первопроходцами в этой сфере и ничего подобного в мире еще нет.
Чья классика лучше?
– Что вы будете представлять на X Петербургском международном культурном форуме на этой неделе?
– Вместе с Даной Букуневой я буду участвовать в блоке «Искусственный интеллект в культуре и национальный суверенитет» в качестве разработчиков высокотехнологичного проекта VR Generation («VR Оркестр» и « VR опера и балет»). Мы будем участвовать в нескольких секциях, посвященных продвижению аудиовизуального контента, искусственному интеллекту (ИИ), тому, какие возможности он нам предоставляет, и перспективам развития. Конечно, в этом контексте мы расскажем и о нашем проекте. С удовольствие подискутируем в разных секциях. Главное, чтобы наши обсуждения были продуктивными и приводили к конструктивному результату.
– Наверняка возьмете с собой VR-гарнитуру, чтобы предоставить возможность желающим погрузиться в вашу виртуальную реальность?
– Перед нами будет выступать Валерий Гергиев, который сейчас руководит Большим и Мариинским театрами. Мы предоставим ему возможность испытать нашу технологию. Возможно, это получится сделать прямо на сцене. Будет интересно узнать его мнение.
– Есть мысли посотрудничать с Мариинским театром, чтобы расширить список залов и музыкальных коллективов?
– Основная задача проекта – не наращивание громких имён и именитых оркестров. Наша главная цель – сформировать богатый спектр произведений. Чтобы человек мог выбрать, с каким коллективом ему комфортно играть, чья интерпретация больше нравится.
– И здесь, скорее всего, вы столкнетесь с извечным вопросом: кто лучше играет классику?
– Это старая дискуссия вроде того, кто играет лучше Моцарта – европейские или постсоветские музыканты. Западные коллективы утверждают, что вы Моцарта играете как-то по-русски. А российские музыканты утверждают, что на Западе Чайковского играют как-то жеманно. Это вечный спор. Поэтому, если к нашему проекту подключатся разные коллективы, будет прекрасно. Это отличная возможность для любого музыканта порепетировать с тем, с кем он хочет. Ну и плюс, конечно, хороший драйвер для отдельно взятых стран, которые хотят продвинуть свою культуру, выдвинуть на международную арену своих дирижеров, композиторов, а также топовые оркестры с помощью новейших технологий.
Справка АиФ
В реализации проекта VR Generation задействован Государственный академический симфонический оркестр РК. Также участвуют госквартет им. Жубановой, несколько частных коллективов и индивидуальных музыкантов.
Олег БЕЛОВ