МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР КАЗАХСТАНА ТАК УСТРОЕН, ЧТО ТАЛАНТАМ ОЧЕНЬ ТРУДНО ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В ОДИНОЧКУ. ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ИМЕТЬ СВЯЗИ И БЫТЬ ЧАСТЬЮ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ [газетная статья].
При этом мы забываем, что качественная музыка сама по себе считается культурной ценностью. Волшебным звукам не важно, с кем знаком музыкант.
Но это важно для тех, кто распределяет деньги, предназначенные для развития культуры. Почему качественную музыку сложнее продвигать в массы? Почему поддержку получают лишь коллективы театров и филармоний, творчество которых часто предсказуемо? Некоторые эксперты считают: проблема в том, что наш рынок слишком мал. Шоу-бизнеса как такового у нас не существует. Нет сильных лейблов и пиар-агентств, обеспечивающих продвижение артистов. В итоге доминируют той-бизнес и госзаказ. Но и в этой ситуации государство призвано продвигать социально значимые творческие проекты. Однако талантливые музыканты-одиночки остаются недооцененными.
Например, блестящая кобызистка Газиза Габдрахимова уже много лет работает с группой Magic of Nomads, достойно представляет казахскую музыку в стране и за рубежом. Но у нее нет шансов получить поддержку своих проектов или звание заслуженного артиста. Вот если бы она работала в «Астана Опера», тогда совсем другое дело. Но ведь уровень игры музыканта не оценивается местом работы. Более того, бюджетные коллективы, имеющие стабильный доход, часто выполняют имиджевую функцию и не имеют стимула к творческому поиску. А без этого нет развития культуры.
У музыкантов-одиночек нет шансов и в сфере преподавания. Например, я бы хотела пойти работать в консерваторию. У меня богатый музыкальный опыт. Я побеждала на чемпионате исполнительских искусств в Голливуде. Есть авторские методики, апробированные мною на онлайн-занятиях. Но мне не дают читать лекции в консерватории, потому что там везде свои люди и у меня нет нужных связей. Выходит, что тебя оценивают не по профессиональным знаниям, а по твоей вовлеченности в клановое сообщество. Я не знаю, где выход из этого порочного круга и насколько это обосновано, что вся культура зависит от одного государственного органа. Мне ближе квинтовый круг и круг музыкантов, которые с любовью делают свое дело. А время расставит ноты по своим местам.
Ляйля Тажибаева, музыкант и продюсер