В АЛМАТИНСКОЙ ЕSENTAI GALLERY МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИЦЫ РЕШИЛИ ТВОРЧЕСКИ ВЫРАЗИТЬСЯ НА ТЕМУ КАРАНТИНА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА. СВОИ РАБОТЫ В ПРОЕКТЕ «ВАННЫЕ ИСТОРИИ» ПРЕДСТАВИЛИ КАТЯ КАН (ЛОНДОН), АРУЖАН ЖУМАБЕК (АЛМАТЫ) И KOKONJA – ДАРИЯ НУРТАЗИНА ИЗ СТОЛИЦЫ КАЗАХСТАНА. [газетная статья]
Авторов с разным пониманием творческих задач, работающих в разных техниках, объединил один важный предмет, необходимый в каждом доме, – ванна.
«Мы не планировали совместную выставку, но оказалось, что наши работы гармонируют и резонируют, – говорит Катя Кан. – Выяснилось, что во время пандемии многие коротают время, сидя в ванне поодиночке, а порой и группами. Мы согласились с тем, что ванна будет объединяющим фактором выставки, символом карантина вне времени и пространства, где люди обсуждают или обдумывают экзистенциальные темы, не торопятся идти на работу или учебу».
В центре выставочного пространства установлена чугунная ванна, расписанная участницами проекта. С внешней стороны ее покрывает множество изображений кролика, сделанные Катей Кан. В детстве она любила мультфильмы Диснея, срисовывала его персонажей, на их основе придумывала свои. Так появился фирменный авторский кролик. Его изображениями Катя Кан обильно «населяет» свои произведения, среди которых многочисленные видеоарты. Их можно увидеть в полузакрытой комнате «18+» в сочетании с ее фотопортретами.
В экспозиции три блока станковых работ Кати Кан, сделанных во время арт-резиденций в Исландии, Франции и США. Акварели исландской серии вдохновлены снами и мифическими ландшафтами северного острова. В черно-белом диптихе, выполненном ручкой и чернилами, присутствует ванна. «Деконтекстуализация коммунизма» стала темой серии, навеянной воспоминаниями от просмотров советских телепрограмм.
«Лишенная родины, я ощущаю себя человеком третьей культуры. В моей жизни присутствуют различные эклектичные идеологии, и в этих работах я их сочетаю», – объяснила свою творческую позицию Катя Кан. Она родилась в Алматы. В детстве переехала с мамой в Лондон. В Эдинбургском университете изучала филологию, английскую и французскую литературу, в Сан-Франциско – живопись и кино.
В экспозиции привлекает внимание ироничная пародия Kokonja на знаменитую эрмитажную композицию Анри Матисса «Танец» в виде хоровода баранов на фоне радуги. Автор исповедует вегетарианство, ей важны темы экологии. Особенно ей жаль жертвенных баранов.
Аружан Жумабек особое пристрастие питает к мухам. Изображения малопривлекательных насекомых часто появляются в ее работах.
«Мухи – символ жизни, – отмечает Аружан Жумабек. – В работах, созданных в период карантина, я вспоминаю многое из детства с некой попыткой ухватиться за момент. Я отчетливо помню длинный стол в ауле близ Тараза. Он был постоянно готов к приему гостей, к бесконечному чаепитию на улице и никогда не разбирался. На столе всегда была посуда и еда, а также мухи… Они летали по своим траекториям, от одного предмета к другому, завершая некий цикл».
Посещение выставки предполагает наличие айфона или других гаджетов. Привычные этикетки под работами заменены их QR-кодами. Выставка «Ванные истории» продлится до 26 февраля. 15 февраля участницы проекта намерены устроить в выставочном зале праздничную акцию, посвященную Дню святого Валентина.
Вадим КРАВЦОВ