БОЛЕЕ ПЯТИ ЛЕТ ПОТРЕБОВАЛОСЬ КИНОКОМПАНИИ MG PRODUCTION PLUS, ЧТОБЫ СНЯТЬ В ГОРАХ ДЖУНГАРСКОГО АЛАТАУ АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДРАМАТИЧЕСКУЮ САГУ, ОСНОВАННУЮ НА РЕАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ. РЕЧЬ ИДЕТ О СТРАШНОМ ГОЛОДЕ 30-Х ГОДОВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ, ОХВАТИВШЕМ КАЗАХСТАН. 31 МАЯ В АЛМАТЫ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА «ПЛАЧ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ». [газетная статья]
К чести создателей фильма, они показали в своей кинокартине, что эта трагедия была многонациональной: по всему Советскому Союзу от голода пострадало более 47 миллионов человек: русских, казахов, украинцев, башкир, татар и представителей многих других национальностей. Съемки фильма и его постпродакшен затянулись, так как необходимо было обеспечить полное финансирование.
Фильм создан на средства инициатора и продюсера кинопроекта Ернара Маликова при поддержке краудфандинговой платформы Start Time. В период съемок казахстанцы всячески поддерживали киногруппу. Наши соотечественники перечислили на создание фильма 800 тысяч тенге, около 9 миллионов поступило на счета кинокомпании из других источников. Фильм снят режиссером Мариной Кунаровой по оригинальному сценарию, написанному ею совместно с Берикболом Сабыржановым и Кристианом Рутом на основе документальных событий.
Режиссер не просто создала драматическое кинополотно, а представила на зрительский суд исследование о том, как происходит изменение психологии, когда люди поставлены в нечеловеческие условия.
Оператор фильма Александр Рубанов то сдержанно-аскетичными, то широкими визуальными мазками рисует картину человеческого апокалипсиса, когда даже природа (большинство съемок происходило зимой) становится на сторону смерти.
Каждый из героев киноповестования несет в себе определенный исторический посыл. Отец Турар (актер Акылжан Алмасов) – собирательный образ всей казахской нации. Маден (Дулыга Акмолда) – человека, пошедшего по пути соглашательства и в итоге потерявшего все. Жанибеков (Сафуан Шаймерденов) – политический приспособленец, готовый служить любой власти, лишь бы это было выгодно лично ему. Шилов (Роман Жуков) – собирательный образ той немногой прослойки чекистов 30-х годов, которая даже в разгар вакханалии политических репрессий оставалась приверженцем буквы и духа закона, человечности.
Центральная в фильме роль Нурии (Саяжан Кулымбетова) – собирательный образ матери всей казахской нации. Ей пришлось труднее всего: на роль ее героини авторы фильма припасли целый ряд катарсисов. Чтобы спасти сына, она оставляет волкам на съедение дочь. Проходит через нечеловеческое унижение, но в итоге сын все равно умирает от голода. Полубезумная, она обретает на грани жизни и смерти сына Ильяса (Адлет Жантаев), чтобы силой материнской любви провести его через дорогу смерти. Режиссер взывает: ужас той трагедии не должен повториться.
«Роль матери в фильме Марины Кунаровой стоила мне нескольких нервных срывов, – призналась Саяжан Кулымбетова. – После съемок знакомые стали говорить, что я сильно изменилась. Я не просто сыграла эту роль – прожила жизнь своей героини, в конце пожертвовавшей собой, чтобы остался в живых ее сын. И те несколько детей, в финале фильма убежавшие от смерти, и ручной беркут, вернувшийся к хозяину, сыну моей Нурии Ильясу, дают надежду, что казахская нация не погибнет и у нее есть будущее. Я обязана была это сделать перед памятью моих предков. Да, в наше время тяжелые масштабные роли сыграть сложнее в отличие от легких комедий. Но судя по отзывам о нашем фильме, мы смогли достучаться до человеческой памяти и гражданского самосознания».
Андрей ЧЕРНЕНКО