Идеи являются самым дорогим товаром. Креативная индустрия может играть важную роль в экономике страны. Но для этого нужно создать условия для реализации творческих планов. Это и многое другое обсуждали на недавнем креативном форуме Creative Central Asia в Алматы [газетная статья].
Очень насыщенными оказались дни, посвященные ивент-бизнесу, музыкальным проектам, защите авторских прав. В целом, на наш взгляд, не хватало практичных советов тем, кто делает первые шаги в креативной индустрии. Мы решили поговорить с одним из таких предпринимателей, это Кирилл Александров, который презентовал на форуме свой бренд казахской национальной одежды Anacreon.
– Кирилл, как вы пришли в креативную индустрию?
– Мой приятель подарил мне чапан, и я удивился, насколько это красивая и удобная вещь. Начал копаться глубже в теме традиционной казахской одежды и пришел в восторг: все продуманно до мелочей, учтены все нюансы климата. До чего же мудрым был народ, населявший Великую степь. А современные люди, к сожалению, в основном носят однотипные китайские и турецкие вещи. Это вдохновило меня на то, чтобы придать новый импульс национальной одежде, сделать ее модной и одновременно доступной.
– В 2023 году в Казахстане было уделено особое внимание развитию креативных индустрий. Не эффективнее ли развивать промышленность, строить заводы?
– Мы живем в то времена изобилия, когда на полках десятки видов одного и того же товара. Поэтому на первое место выходит не само производство, а креативная модернизация продукта. Производители начинают скрупулезнее изучать потребности и проблемы малых групп людей, до которых во времена дефицита и слабой конкуренции не было дела. Таким образом, появляются креативные узкоспециализированные продукты.
– Как это влияет на экономику страны?
– Креативные индустрии настолько разнообразны, что сложно выделить что-то общее, но я попытаюсь. Во-первых, это создание добавочной стоимости. Благодаря творчеству и нестандартному подходу продукты выделяются среди тысяч похожих, что не только помогает выиграть конкуренцию, но и повышает их стоимость. Поэтому компании, успешно внедряющие творческие разработки, платят больше налогов и создают больше рабочих мест. Во-вторых, это привлечение внимания мировой общественности к стране, где создается продукт. Именно творческие и нестандартные люди, такие как художники, писатели, режиссеры, музыканты и дизайнеры, создают то, за чем интересно следить каждому.
– С какими проблемами сталкиваются представители креативных индустрий? Как государство может вам помочь?
– На мой взгляд, главное – не мешать. Чем меньше бюрократии и налогов, тем лучше. Многие гениальные творцы буквально живут в своем мире и с большим трудом создают бизнес вокруг своих продуктов. Я, как предприниматель, стараюсь помочь таким людям избавиться от бумажной и организационной волокиты. Если к этому подключится еще и государство, будет очень здорово. Обучение и консультирование представителей креативных индустрий сейчас как никогда актуально. Надеюсь, что по итогам форума до представителей власти дошел этот запрос.
– Есть ли в Казахстане удачные примеры проектов по развитию креативных индустрий?
– Они существуют. Взять хотя бы бывшее посольство Узбекистана в Алматы. Сейчас это крупный культурный центр «Дом на Барибаева, 36». Благодаря творческим людям, которые организуют художественные выставки и создают креативные проекты, заброшенное здание стало центром притяжения людей со всей Центральной Азии.
Олег БЕЛОВ