В новой исторической формации дети остаются, пожалуй, самыми обделёнными членами общества. С телеэкрана на них вываливается лавина заморских мультфильмов с чуждой эстетикой, детские фильмы выпускаются крайне редко, литература и вообще любые произведения для подрастающего поколения, как правило, коммерчески не выгодны [газетная статья].
Большая часть пионерских лагерей превратилась в дома отдыха для взрослых. О детских кинотеатрах приходится только мечтать. Но, к счастью, продолжают работать детские театры. В этом месяце театр имени Наталии Сац представил в Алматы спектакль «Хроника одной репетиции», посвящённый 120-летнему юбилею основательницы театра. Автор пьесы и режиссёр – Галина Пьянова, руководитель театра «ARTиШОК».
Театральный байопик – очень сложный жанр. Тем более что в драматичной и полной не только театральных перипетий жизни Наталии Ильиничны Сац (1903-1993), словно в зеркале, отразился весь XX век. Но Галина Пьянова нашла сценический язык, позволяющий ощутить масштаб этой выдающейся женщины. Знакомство с ней начинается уже в фойе театра, где развернута фотовыставка Sats Time. Раритетные документы и фотографии, предоставленные Театральным музеем имени А. Бахрушина (Москва), раскрывают историю жизни основателя и руководителя шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей (Детский театр Моссовета, основан в ноябре 1918 года), первый в мире музыкальный театр для детей, первый в Казахстане Театр юного зрителя. Кроме этого, Наталия Сац стала первой женщиной – оперным режиссёром.
Галине Пьяновой необходимо было сконцентрировать главные события в жизни героини и при этом показать ее характер в стремительно меняющихся условиях. На помощь были призваны мультимедиатехнологии, которые дополняли игру актеров графикой на больших экранах. Художником мультимедиа выступил Дмитрий Соболев. Образ Наталии Сац в разные периоды жизни прекрасно воплотили актрисы труппы театра Татьяна Тарская и Татьяна Костюченко. Зная характер главной героини, Галина Пьянова предъявляла к актерам повышенные требования. Они должны были петь по голосам, уметь танцевать и даже выполнять акробатические трюки.
Режиссер использовала сюжетные штрихи, чтобы уместить в постановке все важные события. К примеру, во время первого поцелуя Наталии Сац с ее будущим мужем Израилем Вейцером, наркомом внутренней торговли, она повисает в его объятиях в воздухе. В этот момент туфли на ее ногах меняют на валенки и на ее плечи набрасывают фуфайку – осенью 1937 года Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника родины». После освобождения в 1942 году она попала в Алма-Ату, где вновь принялась за свое любимое дело и в 1945 году открыла детский театр.
Кстати, в спектакле представлена оригинальная реплика самого первого занавеса этого театра. К сожалению, здание этого театра на пересечении пр. Коммунистический и ул. Калинина позже сгорело. Обещания новоявленных застройщиков золотого квадрата Алматы восстановить его оказались пустыми обещаниями.
Судьба свела Наталию Сац с великими режиссерами Станиславским, Вахтанговым. На ее первом детском спектакле присутствовал Мейерхольд. Но она и сама вошла в ряд выдающихся театральных деятелей.
Стремясь расширить сферу художественного воспитания детей, она вводила в репертуар симфонические концерты и музыкальные спектакли (детская опера «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. Половинкина (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева (1936)). Стремясь передать оригинальность режиссерского подхода главной героини, Галина Пьянова озвучила в сюжете ее принципы: «Фантазия – главное оружие артиста», «Условный театр делает зрителя участником фантазии артиста».
Алматинцы, которым я рекомендую посмотреть этот спектакль, откроют для себя очень важные страницы жизни великой женщины, а также истории страны и формирования театрального облика Алматы. На мой взгляд, умение Наталии Сац создавать с нуля что-то свое, вить на жестоких ветрах истории театральное гнездо, собирать в нем юных и взрослых зрителей передалось и ее последователям. Достаточно взглянуть на четырех девушек, вышедших из театра имени Сац, которые основали в 2001 году главный экспериментальный театр страны, – «ARTиШОК». Это Галина Пьянова, Вероника Насальская, Елена Набокова и Елена Локшина. И пусть сейчас они разлетелись по четырем независимым сценам, в каждой из них можно прочитать неугомонный характер Наталии Сац. И в этом смысле она продолжает оставаться с нами не только на подмостках театра ее имени, но и на казахстанской сцене в целом.
Олег БЕЛОВ