Примерное время чтения: 6 минут
46

Сын лучника  

Народный артист Казахстана Михаил Токарев в особом представлении не нуждается. Ведущий артист Национального русского театра драмы имени Михаила Лермонтова, член президиума Союза театральных деятелей РК, создавший за полувековой период более 150 ролей в театре и 30 ролей в кинематографе, полон творческих планов и идей [газетная статья].

ПОЛВЕКА СЛУЖЕНИЯ

– Михаил Михайлович, как вы пришли в творческую профессию?

– В моих жилах текут четыре крови: грузинская и кипчакская – по отцу, алтайская и русская – по матери. Мой папа – военный инженер Михаил Георгиевич Садагашвили – строил Семипалатинский полигон. Поэтому я родился в Семипалатинске. Уже будучи взрослым, в гостях у родственников отца под городом Гори в Центральной Грузии – Картли, я поинтересовался, что означает наша фамилия. Они не знали. Позже Олжас Сулейменов объяснил мне, что это кипчакская фамилия. И она означает дословно «сын лучника» А кипчаки в древние времена были на службе у грузинского царя и составляли его гвардию.

В театр я попал благодаря местному Дому пионеров. Потом был школьный театральный кружок, трансформировавшийся в театр. После школы я год проработал слесарем на метизно-фурнитурном заводе. Поставил, как комсомолец, для детей рабочих театрализованное представление. После этого меня перевели в школу пионервожатым, и я поступил в Семипалатинский пединститут на филологический факультет. А ребята поехали поступать в Новосибирское театральное училище. Я тоже хотел и параллельно с учебой в пединституте поехал в Новосибирск. Здесь, ещё во время учебы, стал играть в знаменитом местном театре «Красный факел». Отто Солоницын (Анатолием он станет позже, когда сыграет Андрея Рублёва в одноименном фильме у Тарковского) играл Бориса Годунова в одноименном спектакле, а я – царевича Фёдора. После окончания училища звали на работу в «Красный факел». Но я уехал в Омский драматический театр – на то время самый сильный из периферийных театров. Показался Андрееву, меня согласились взять в Москву в труппу Театра имени Ермоловой. Но в театре уговорили подождать до Нового года. В результате на работу (пединститут к тому времени я бросил) пришли из военкомата и меня забрали в армию.

Служить пришлось в Целинограде, но когда узнали, что я артист, то перевели в Ансамбль внутренних войск МВД СССР по Казахской и Киргизской ССР – служил в Алма-Ате. Осенью 1973 года демобилизовался. А поскольку в театре имени Лермонтова в Алма-Ате в то время работали ребята, знакомые мне по Новосибирскому театральному училищу и Омскому драмтеатру, они позвали меня туда. Я пришел на прослушивание в военной форме, и главный режиссёр театра Мар Сулимов взял меня на работу. С 17 декабря 1973 года я бессменно играю на лермонтовской сцене. В прошлом году отметил тройной юбилей: 75 лет со дня рождения, 90 лет театра и 50 лет творческой деятельности.

– С чего начиналась ваша театральная карьера?

– С роли Бабы-яги, пришлось подменить заболевшего коллегу в новогоднем спектакле «Василиса Прекрасная». Первый раз, не зная текста, импровизировал, а потом выучил текст, втянулся и отыграл эту роль в течение 35 лет. Что самое смешное, в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» по Нодару Думбадзе грузин играли русские актёры, а мне, грузину, досталась единственная русская роль.

– За полвека работы на театральной сцене какие роли стали определёнными вехами в творчестве?

– Их три, и появлялись они в моем репертуаре с разницей примерно в 10 лет. Это Пабло (1978) в драме «Любовь дикаря!». Тогда мы с аншлагом отыграли 300 спектаклей. Затем в 1985 году был поставлен «Амадей», там я сыграл Сальери. Это был поистине мой звёздный час. В то время в Советском Союзе Сальери было только трое: Ефремов во МХАТе и Стржельчик в БДТ в Москве и Банионис в Паневежисе (Литва). В 1986 году мы повезли этот спектакль на гастроли в Москву (в Театр Моссовета), где он был признан лучшим в Советском Союзе, обойдя и МХАТ, и БДТ, и Паневежис. Я, соответственно, стал лучшим Сальери. А потом была роль Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова. А поскольку я актёр полистиличный, то в театре мне пришлось играть и в сказках, и в комедиях, и мелодрамах, и драмах.

КИНОРОМАН

– С чего начался ваш роман с кинематографом?

– Первый раз я приобщился к миру кино ещё в 1957 году, когда сыграл в массовке фильма «Ботагоз». Потом в 1975 году сыграл на «Казахфильме» у Булата Мансурова радиста в «Притче о любви». В 1980 году, во время гастролей нашего театра на Украине (Киев, Одесса), меня пригласили на Одесскую киностудию в сказку «Волшебный голос Джельсомино». Потом сыграл в мини-сериале «Легендарный Чокан» у Асанали Ашимова. И на семь лет «поймал тишину». Лишь на исходе Советского Союза в моём творчестве появилась тема Желтоксана: сыграл следователя в мистической драме «Любовники Декабря» Какимбека Салыкова и врача скорой помощи в драме «Аллажар» Калдыбая Абенова. А в независимом Казахстане «дорос» до ролей генерал-губернаторов и генералов МВД и КГБ. В сериале «Базар на улице Мира» (о дружбе народов, населяющих Казахстан) сыграл в 11-й серии грузина. В сериале режиссера Андрея Кизилова у меня была главная «сквозная» роль следователя, объединяющая все истории. Даже с индийским Болливудом пришлось поработать – в Казахстане индийцы снимали под Капшагаем рекламные ролики и пригласили меня на главную роль.

– Как насчёт дубляжа фильмов?

– Тут всё гораздо интереснее. С 5 марта 1974 года я веду все правительственные мероприятия и концерты в рамках дней культуры и декад Казахстана за границей, пришлось побывать в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Киеве, Минске, Астрахани (там большая казахская диаспора). А раньше мой рабочий день был таков. С утра запись на радио, потом репетиция в театре, после обеда дубляж на телевидении, вечером – спектакль.

– Мы познакомились в 1996 году, за месяц до присвоения вам звания заслуженного артиста Республики Казахстан…

– Звание народного артиста Казахстана я получил в октябре 2023 года к восстановленному празднику Дня республики – единственный представитель русских театров Казахстана. А в 2015 году от председателя Государственной думы Российской Федерации Валентины Матвиенко я получил знак «За заслуги в развитии культуры и искусства» Межпарламентской ассамблеи СНГ ко Дню независимости Казахстана. Но все же главная награда для артиста – это любовь зрителей. И это то, что вдохновляет меня и зовет на сцену.

Андрей ЧЕРНЕНКО

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых