Примерное время чтения: 3 минуты
100

Школа оперного выживания

Фото из архива КНАТОБ им. Абая / открытый источник

ЧЕРЕДОВАНИЕ КРАСНЫХ И ЗЕЛЕНЫХ ЗОН КАРАНТИНА СТАВИТ НА ГРАНЬ ЗАКРЫТИЯ БОЛЬШИНСТВО ТЕАТРОВ КАЗАХСТАНА. ОСОБЕННО СЛОЖНО ВЫЖИВАТЬ КРУПНЫМ КОЛЛЕКТИВАМ. «АИФ» РЕШИЛ РАССКАЗАТЬ, КАК ПАНДЕМИЙНЫЕ УСЛОВИЯ ВЫДЕРЖИВАЕТ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР В АЛМАТЫ. [газетная статья]

В минувшем году в честь Дня независимости Казахский государственный театр оперы и балета имени Абая по указу президента РК Касым-Жомарта Токаева приобрел статус национального (КНАТОБ). Несмотря на то что график распланированных премьер постоянно ломался, храм Мельпомены в целом успешно справлялся со всеми сложностями.

В 2020 году театром успешно представлено несколько выдающихся музыкальных полотен. В честь 75-летия Победы в ВОВ осуществлена постановка монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк». К 165-летию со дня создания балета приурочили постановку знаменитого балета Адольфа Адана «Корсар». И наконец, финальной премьерой года стала «реставрация» оперы «Кыз-Жибек», представленная вниманию зрителей к празднованию 115-летию со дня рождения выдающихся деятелей казахстанского искусства Евгения Брусиловского, Курманбека Джандарбекова и Канабека Байсеитова.

Кроме того, в 2020 году театр успешно презентовал ряд юбилейных проектов: торжественный концерт «Ұлы Абайға тағзым» в честь 175-летия выдающегося казахского просветителя Абая Кунанбаева, камерный концерт Beethoven.Eternity, посвященный 250-летию великого австрийского композитора Людвига ван Бетховена. А также праздничный концерт к 90-летию короля казахского вальса Шамши Калдаякова – «Шәмші әлемі» и концерт «Мир образов» в честь 90-летия народной художницы КазССР Гульфайрус Исмаиловой.

Как бы парадоксально это ни звучало, но пандемия не только не смогла остановить работу театра, но и, напротив, поспособствовала развитию новых направлений в его деятельности. В течение 2020 года КНАТОБ представил более 300 онлайн-проектов, которые привлекли внимание около трех с половиной миллионов зрителей со всего мира.

Одним из первых проектов в новом виртуальном формате стал «GATOB Life – один день из жизни театра», позволивший всем желающим лучше понять работу творческой труппы изнутри. В рамках проекта зрителям были представлены такие программы, как «Из жизни концертмейстера», «Разговоры о музыке», «Тайны театральных партитур», «По следам премьер» и даже «Урок классического танца для артистов балета».

Даже в карантинных условиях театр представил зрителям более 400 проектов, пять из которых имеют статус международных. Такая бурная творческая деятельность в столь непростые времена – прямая заслуга самоотверженной работы артистов театра. Они не побоялись продолжить работу даже в самые напряженные периоды пандемии, естественно, с соблюдением всех карантинных мер. Это было не так просто, ведь речь идет об одном из крупнейших творческих коллективов страны.

По точному наблюдению солистки оперной труппы Гульзат Даурбаевой, вокалисты, как и спортсмены, нуждаются в постоянных репетициях для поддержания голоса. В еще большей мере это замечание применительно к артистам балетной труппы театра.

В 2021 году КНАТОБ готовит ряд новых проектов. В планах театра возрождение балета «Спартак» советского композитора Арама Хачатуряна по хореографии Заурбека Райбаева, премьера оперной сказки «История Кая и Герды» Сергея Баневича для юных зрителей и новая постановка оперы Петра Чайковского «Пиковая дама». Также в преддверии 115-летия академика и композитора Ахмета Жубанова театр вновь готовит юбилейный проект. Кроме того, уже сейчас КНАТОБ осуществляет оцифровку нотного фонда оркестровых партитур оперных и балетных спектаклей казахстанских композиторов – начиная с 30-х годов прошлого столетия. Несмотря на успехи театра в столь сложных условиях, нестабильная эпидемиологическая обстановка в стране по-прежнему является потенциально негативной для дальнейшей деятельности.

«Театр – это живой и очень хрупкий организм. Разгонять его, а потом включать резкий тормоз не очень хорошо. Такой расклад может нанести серьезный удар по труппе», – делится тревогой директор театра Ая Калиева.

Александра ЧЕРЕЗОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых