Любовь, борьба эмоций, нежность и красота природы. На сцене Almaty Theatre состоялась премьера балета «Легенда о Тюльпане». Яркую и фантастическую постановку зрителям представили артисты Государственного академического театра танца РК [газетная статья].
История этой постановки окутана мистикой и поворотами судьбы. Все началось с картины «Узоры песен степей» художника Токболата Тогузбаева, которую в музее им. Кастеева увидел режиссер-постановщик Дамир Уразымбетов.
– Я смотрел на это полотно и понимал, что хочу его превратить в балет, – рассказывает Дамир Уразымбетов. – Десять лет мечтал и думал, как это сделать. В этот раз все совпало.
Спектакль повествует о цикличности Вселенной, круговороте жизни в природе, человеческих взаимоотношениях и любви. Каждый из нас преодолевает себя, сомнения и переживания в борьбе за свое существование в мире. По задумке режиссера в балете проводится параллель между историей любви и природными циклами.
И во главе истории венец природы – красный Тюльпан. Его энергия питает и поддерживает естество жизни и говорит о том, что вся сила заключена в нас самих и только нам решать судьбу этого мира.
– «Легенда о Тюльпане» – третий спектакль, который я ставлю для Государственного академического театра танца РК, – отметил режиссер-постановщик. – Это балет-поэзия, основанный не на народных легендах, а на самой человеческой жизни. Главный персонаж Тюльпан представляется мне как надземный наблюдатель или ангел-хранитель, оберегающий нашу красивую планету.
Зритель будет наблюдать вместе с ним разворачивающееся действие. В течение всего спектакля герои спектакля будут находиться в поисках себя и своего счастья, проходя через испытания взаимоотношений и задач, которые ставит перед ними природа. Сюжетная линия была предопределена музыкой австрийского композитора Густава Малера. При жизни он был не так популярен, но его симфоническое творчество оставило след в истории музыкальной культуры.
– Густав Малер не писал музыку для балета. Мы единственные в Казахстане, кто решился поставить его произведения в хореографическую лексику, – говорит главный балетмейстер ГАТТ Гульфида Гафурова. – Нам нужно было выбрать из 11 симфоний фрагменты, которые подходят к сюжету спектакля. И вновь вмешалась судьба и словно специально дала очередной знак Дамиру Уразымбетову.
– Мой наставник, профессор, искусствовед Людмила Жуйкова как-то сказала, что мечтает прочитать издание Малера «Письма. Воспоминание». Я нашел книгу и подарил ей, – вспоминает он. – Прошло 10 лет. В этом году Людмила Антоновна, к сожалению, ушла из жизни. Незадолго до печального дня она вернула мне книгу со словами: «Поставь балет». Как говорится, случайности неслучайны. Музыка Густа Малера замечательно вплелась в хореографическую составляющую. Благодаря симфониям зрители погружаются в мир глубоких эмоций, переживаний и открывают для себя свою историю в легенде о Тюльпане.
Вместе с музыкой звучат на сцене и танцоры. Партию Тюльпана исполнил Мади Касымов. Историю влюбленных прекрасно передали Юлия Асенканова и Дияр Акенев. Жанат Тайкенов перевоплотился в Рок судьбы, преследующий пару. Артисты балета ГАТТ замечательно станцевали других персонажей. Их пластика, синхронность, актерское мастерство с первых аккордов настроили публику на волну чистоты, естественности, простоты и гармонии с природой.
Еще одним украшением стали костюмы, созданные художником по костюмам Любовью Возженниковой. Она буквально вручную расписала их, создав неповторимые образы. Правда, мне не хватило партии главного героя – Тюльпана. Хотелось яркого танца, огненной страсти и кружения в его великолепной юбке.
Свою изюминку внесла видеографика художника Ербола Бисенова. Во время спектакля сверкают молнии, льет дождь и бушует метель. И все это настолько реалистично, что ты словно оказываешься в другом мире.
– Основатель Театра танца, народный артист КазССР Булат Аюханов не очень любил современные технологии. Он считал, что не нужно навязывать зрителю, мол, публика должна представлять и фантазировать, – говорит Гульфида Гафурова. – У нас никогда не было больших декораций. В свое время наш театр называли «легкая кавалерия казахского балета». Важны были хореография, исполнение, энергетика и что артист хочет донести зрителю. Это и сейчас для нас важно. Но новые времена диктуют свои правила, и видеографика вошла в наши постановки.
Надежда ПЛЯСКИНА