ЕСЛИ ПЕРЕФРАЗИРОВАТЬ ИЗВЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, ТО МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО В НАЧАЛЕ НЫНЕШНЕГО СЕЗОНА ТЕАТР ЛЕРМОНТОВА В АЛМАТЫ РЕШИЛ СПЛЯСАТЬ НЕ ОТ ПЕЧКИ, А ОТ ЮРТЫ. СЕЗОН ОТКРЫВАЕТ СПЕКТАКЛЬ О КАЗАХСКОМ АУЛЕ «ЖИЛИ-БЫЛИ». ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТАКОГО НЕОЖИДАННОГО ПОДХОДА НАМ РАССКАЗАЛ ДИРЕКТОР ТЕАТРА ЮРИЙ ЯКУШЕВ. [газетная статья]
– Юрий Александрович, насколько спектакль «Жили-были» уникален для вашего театра?
– Нельзя сказать, что для нас это уникальная постановка. Примером подобного подхода был спектакль «Чудики» Владимира Еремина, созданный на основе шукшинских рассказов. В «Жили-были» драматургия построена на таких же принципах. Но есть важное отличие: в фокусе «Чудиков» была русская деревня, а в «Жили-были» – казахский аул.
– В спектакле задействованы представители разных национальностей. Но у большей части артистов европейская внешность. Удалось ли этим актерам, мало напоминающим жителей аула, передать настроение пьесы?
– Когда драматургический материал связан с погружением в ментальность того или иного этноса, всегда возникают сложности. Есть такой парадокс, когда русские артисты вроде бы играют казахов, но говорят при этом на русском языке. В том-то и смысл, что мы не ставили задачей «играть национальность», нас интересовали те утраченные человеческие отношения, простые и искренние, по которым мы сегодня так тоскуем. При этом мне кажется, что и режиссеру, и участникам спектакля удалось передать неповторимый колорит аула. Премьера – это только начало жизни спектакля. Он будет развиваться, и я уверен, когда пройдет премьерный ажиотаж, рисунок каждой роли станет еще интереснее и богаче.
– Как часто вашему театру приходится решать такие задачи?
– Мы и прежде сталкивались с подобным материалом. В репертуаре в свое время были классические постановки, такие как «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «В ночь лунного затмения», «Восхождение на Фудзияму». Сейчас у нас на малой сцене идет спектакль «Джут», поставленный Рубеном Андриасяном по пьесе молодого драматурга Олжаса Жанайдарова. Уникальность нынешнего заключается в том, что мы встретились с известным кинорежиссером Ермеком Турсуновым и предложили ему попробовать свои силы на театральной сцене. Он подумал и согласился. Это его театральный дебют – первый блин, который не вышел комом.
– Можно сказать, он вышел баурсаком?
– Можно и так. Театральная режиссура заметно отличается от кинематографической. Ермек Турсунов досконально вникал в суть сценической работы. Постоянно консультировался с Рубеном Суреновичем Андриасяном, в то время художественным руководителем театра. Он не стеснялся задавать вопросы. Вместе с Турсуновым над спектаклем работал наш режиссер Роман Жуков, который объяснял постановщику театральные принципы, секреты нашей, так сказать, кухни. Ермек, несмотря на свои кинематографические лавры, был очень внимателен и с уважением относился к своим театральным партнерам. Он по-деловому и в то же время творчески вникал в сценический процесс, воспринимал новую для себя эстетику.
– Это будет первое открытие сезона с полупустым залом. Вас не пугают такие ограниченные условия?
– Согласно санитарным нормам заполняемость зала не должна превышать 50 процентов. Мы долго думали, как лучше рассадить зрителей, и нашли, на наш взгляд, оптимальное решение. Да, сесть рядом им не удастся, но кто знает, может быть, такое индивидуальное восприятие спектакля позволит глубже проникнуть в его суть…
Олег БЕЛОВ