В южной столице на сцене театра имени Натальи Сац прошли «Большие гастроли» Российского академического молодёжного театра (РАМТ). Алматинские театралы с восторгом приняли спектакли «Томасина» и «Свои люди – сочтёмся».
Московский коллектив неслучайно выбрал сцену театра Сац для своих гастролей. Два театра связывает одна великая женщина – Наталья Сац, которая в 1921 году основала Московский театр для детей, будущий РАМТ.
Экзамен для театров
– Для нас было важно выступить на сцене алматинского театра, который тоже основала Наталья Сац, – говорит заместитель директора РАМТа по работе со зрителями Кирилл Рыбкин. – Мы бы хотели привезти много своих спектаклей, но, к сожалению, репертуар сузился из-за технических возможностей сцены. Сейчас театр закрывается на реконструкцию, и мы надеемся, что после этого сможем привезти сюда лучшие свои постановки. А пока ждем алматинский коллектив в сентябре с ответным визитом. Они привезут к нам постановки «Сац. Хроника одной репетиции» и «Руслан и Людмила».
«Большие гастроли» – уникальный проект, организованный «Росконцертом». Программа работает более десять лет.
– В этом году на участие в проекте «Большие гастроли» поступило рекордное количество заявок – 450, но только 254 театра прошли в программу, – отметила заместитель руководителя отдела гастрольных программ «Росконцерта» Юлия Зайцева. – Гастрольные выступления очень важны, это и экзамен для театров, и большой праздник. Они зарождают традиции, театры знакомятся друг с другом, перенимают опыт и сохраняют культурный диалог между нашими странами.
Сила любви
Трогательная семейная постановка «Томасина» по пьесе американского писателя Пола Гэлликоне не оставила равнодушным никого. История любви девочки Мэри и кошки Томасины фокусирует внимание на любви, дружбе, понимании и на том, какие чудеса творят эти чувства. Зрители, в основном дети, сопереживали героям, смеялись и плакали. А на поклоне юные театралы буквально завалили актеров сладостями.
– У нас был просто потрясающий показ. Ваша публика отличается от нашей, – отметила режиссер спектакля Александра Ловянникова. – Дети бурно реагировали на происходящее на сцене. К примеру, когда мальчик Джорди призывал свергнуть ужасный цирк, где мучают животных, зал загудел и казалось, что детвора рванет на сцену. Актер, который играл этого героя, потом за кулисами сказал: «Я думал, что сейчас мы все пойдем драться с дрессировщиком!». Подобной эмоциональной реакции у нас в Москве не было. Когда актеры вышли на поклон и дети стали дарить подарки и сладости, наша главная героиня Томасина выглядела так, как будто ограбила конфетный отдел супермаркета.
Спектакль «Томасина» поражает не только игрой актеров, но и декорациями, светом, анимацией. Театр РАМТ привез в Алматы три фуры с декорациями, костюмами и оборудованием.
В спектакле то и дело появляются животные-куклы, которые дополняют постановку особой теплотой. Главная героиня, рыжая кошка Томасина, образ которой мастерски воплотила актриса Евгения Белобородова, с первых минут становится любимицей зала. При этом постановщики решили не использовать в образе героини характерный грим и костюм кошки. Евгения одета в обычный комбинезон, но это не помешало зрителю сразу поверить, что она кошка.
– У нас не было цели сделать из меня женщину-кошку. Мы хотели показать отношение между девочкой и кошкой, донести до зрителя тему веры, любви, дружбы, открытия себя, – рассказывает Евгения Белобородова. – Но кошачьи повадки я изучала, когда наблюдала за своим котом Кузьмой.
– Для Мэри ее Томасина не просто кошка, она ее подружка, утешительница и спасительница, – считает исполнительница роли Мэри Александра Розовская. – Мама девочки умерла, а отец, ветеринар Эндрю (Алексей Мясников), любит дочь, но совершенно ее не понимает. А ей так не хватает человеческого тепла и внимания. Но любовь творит чудеса, так и в нашей истории она спасает и наполняет жизнь новыми красками.
В конце первого действия Томасина погибает. Занавес. В зале слышатся всхлипывания, дети и взрослые плачут. Конечно, никто не хочет верить, что эта чудесная история так закончится. Во втором действии героев ждут новые испытания, но они справятся и смогут вернуть любовь. А еще Томасина чудесным образом благодаря лесной фее вернется к своей хозяйке.
– Спектакли РАМТа отличаются особой чистотой, – уверен актер театра и кино Юрий Григорьев, знакомый старшему поколению по передаче «Спокойной ночи, малыши!». – На «Томасине» моя жена плакала дважды. Дочка, которой 40 лет, пришла с подругами, и тоже глаза были на мокром месте. Это очень добрая постановка, которая дает пищу к размышлению. Театр существует, чтобы затронуть душу каждого человека.
Как признался дядя Юра, в Алматы он бывал вместе с Хрюшей и Степашкой. И те гастроли тоже были незабываемые.
– Ваши зрители, особенно дети, поражают своим сопереживанием и эмоциональностью, – говорит Юрий Герасимович. – В тот приезд я был в образе Бабы-яги, пытался украсть Хрюшу. Детвора бурно среагировала на проделки яги, до сих пор думаю, что чудом остался жив (смеется).
Актуально во все времена
Именно так можно сказать про историю о жадности, предательстве, подхалимаже «Свои люди – сочтёмся». Один из ранних текстов (1849 год) Александра Островского под названием «Банкрот» долгое время был под запретом императора Николая I за остроту и насмешливое изображение русского купечества. Только в декабре 1860 года комедия официально была разрешена к постановке в сокращённом виде.
Актера театра РАМТ и режиссер Егор Равинский представили в Алматы свой плутовской сюжет.
– Для меня это история не столько о жадности и страхе, сколько об отчаянной попытке человека управлять своей жизнью, – говорит режиссер Егор Равинский. – Здесь добро и зло словно размыты, черное оборачивается белым, и наоборот. Каждый герой по-своему прав, а настоящую правду никто не знает.
В основе сюжета – история купеческой семьи под управлением скупого и властного Самсона Силыча Большова, который прибегает к хитростям и махинациям, чтобы избежать долгов. Ему кажется, что он сумел все перехитрить, но не тут-то было. Его вокруг пальца обводит его же приказчик Подхалюзин, который мастерски изображает из себя преданного слугу.
– Мы с режиссером Егором Равинским сразу решили, что мой персонаж, Самсон Силыч, должен быть вневременным, потому что такие люди есть и сейчас, – говорит Александр Гришин. – Он игрок, азартный человек, который устал от торговли, от дела, которым занимался всю жизнь. И эта афера ему нужна не потому, что он наживет много денег, а потому, что ему интересно посмотреть, что же будет происходить, когда обанкротится, как поведут себя люди вокруг. В нашей версии спектакля в конце первого акта он прячет золото, чтобы потом иметь возможность начать все с нуля. Может быть, выйти из ямы и разорить всех. По крайней мере доказать всем еще раз, что он сильный человек.
– В этом спектакле у нас собрались замечательная команда и очень интересный режиссер – бережный к слову, которому удалось добиться, чтобы текст автора звучал, с одной стороны, современно, а с другой – сохранил очарование и «вкусности» авторского стиля, – считает актер Сергей Печенкин (Рисположенский). – Работать с таким материалом для артиста – удовольствие. Здесь и вечные вопросы, и потрясающе написанный текст, и, конечно, интереснейшие роли. Мой персонаж очень многослойный, он пытается заработать и готов пойти на предательство ради этого. Я очень люблю эту роль и всегда чувствую большую ответственность, когда ее играю.
Мужскую компанию прекрасно разбавил женский ансамбль актрис, которые мастерски раскрыли своих персонажей. Липочка (Дарья Семенова) капризничает, ножкой топает, губки бантиком складывает и мечтает выйти замуж за военного, маменька Аграфена Кондратьевна (Татьяна Матюхова) то кричит на дочку, то потакает ее прихотям. А уж какой колоритный, яркий персонаж свахи Устины Наумовны (Рамиля Искандер) все знает и про всех ведает. Наблюдать за ними одно удовольствие, особенно во втором действии, когда жизнь, да и сами герои кардинально преображаются.
– Островский – это всегда подарок для артистов, не только как прекрасный драматург, но и как вечно актуальный автор, – говорит Татьяна Матюхова (Аграфена Кондратьевна). – В образах, которые он дарит артистам, вне зависимости от того, большая это роль или маленькая, всегда есть над чем поработать. Для нас при работе над спектаклем было очень важно присвоить язык, которым написана пьеса. Думаю, у нас это получилось, именно поэтому зритель смотрит с интересом. В Алматы невероятно подкупает отзывчивость людей, удивительных, прекрасных зрителей: как они смотрели наш спектакль, как реагировали, как принимали на ура. Наверное, даже в Москве мы такого отклика не получали. Нам это очень помогало, потому что площадка была в несколько раз больше, чем на родной сцене.
Надежда ПЛЯСКИНА