Примерное время чтения: 3 минуты
14

Тайны женской кисти  

На днях  в Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева  завершилась персональная юбилейная выставка казахстанской художницы Нэлли Бубэ «Диалог культур. Восток – Запад».

Несмотря на то, что она вместила в себя более полувека её творческого пути, это далеко не итог. Позволяют надеяться на счастливое продолжение свыше восьми десятков работ, включающих в себя живопись и коллажи, артобъекты и станковые работы. Все они объединены своеобразным, но отчётливо слышным диалогом – между временами, поколениями и цивилизациями. Культурные и духовные ценности тюркских народов прочитываются в полотне «Саукеле», отражая извечное сочетание глубинного, земного и небесного миров, которые вместил в себя древний головной убор казахских женщин. Кипит жизнь вокруг дымящегося казана, общаются между собой гости, хлопочут хозяева… Композиция называется «Гостеприимство», где обычный бытовой атрибут кочевника становится поистине символом человеческого единения, добра и сердечности. 

Для Нэлли, немки по национальности, портрет «Казашка», диптих «Многоликая Азия», «Кобыз», исполненный в абстрактной манере, – не формальная дань титульной национальной тематике. Эти и подобные им сюжеты пронизывают общую судьбу Нэлли Бубэ, знаменитого казахского художника Амандоса Аканаева, их талантливых детей и внуков – одну из самых ярких и достойных династий в мире искусства. Работы Нэлли отличает   необычайная смелость в выборе техник. Наряду с классической манерой   поражают инсталляции с использованием самых неожиданных вкраплений, вплоть до смятой пивной банки с тротуара, проволочного завитка, россыпи ржавых гвоздей. Точнее, того, что они изначально собой представляли, пока не попали в руки художницы, не стали элементами высокого мастерства. 

Женщина в искусстве – особая статья. Творения – это её дети. Инстинкт материнства и здесь присутствует подсознательно, можно сказать, на физиологическом уровне. Картины Бубэ подкупают исповедальностью, чистотой замысла, пронзительной благодарностью к своим героям. Потому и разлетаются по миру, по галереям и частным коллекциям. 

Бог не обидел Казахстан числом и высоким творческим качеством женщин-художниц. Их имена на слуху и у профессиональных искусствоведов, и у любителей живописи, обычных посетителей выставок и вернисажей. Работы Алмагуль Менлибаевой очень востребованы в европейских галереях, их с большим удовольствием приобретают европейские коллекционеры и галереи. Бахыт Бубиканова выставлялась на Vienna Fair в Австрии, на многих престижных площадках Украины, России, в Южной Корее.

Полотна казахстанских художниц можно встретить в коллекциях Центра Помпиду в Париже, Фонда CHAT в Гонконге, Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Удивительное лексическое совпадение – кисть руки и главный инструмент художника названы одинаково. Совпадение из ряда почти мистических, но и вполне логичных, когда одна кисть переходит в другую…

Современное искусство, особенно в развитых странах, во многом развивается за счет частных средств. Считается хорошим тоном поддержать художника финансированием через гранты, премии, приобрести его работы… Немало государственных учреждений специализируется на поддержке современного искусства. Казахстану надо также поскорее освоить этот благородный опыт.

Динара САДВАКАСОВА

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых