Примерное время чтения: 6 минут
219

Сравнивая запретные города

Вид на Запретный город в Пекине с холма Цзиншань.
Вид на Запретный город в Пекине с холма Цзиншань. / ВАН КАЙХАО / CHINA DAILY / из газетных материалов

Изучение сходств и различий между музеем императорского дворца в Пекине, руинами более древних дворцов в провинции Аньхой и в городе Нанкин позволило получить больше информации о малоизвестных периодах истории Китая. [газетная статья]

Сколько «запретных городов» существует в Китае? Несколько. И сходства и различия между ними по мере раскопок проливают свет на древние тайны.

На протяжении веков Запретный город в Пекине, в настоящий момент носящий официальное название Музей императорского дворца, находился в центре столицы. Он стал свидетелем возвышения и падения династий и национального возрождения.

Исторический комплекс площадью около 720 000 квадратных метров, использовавшийся в качестве императорского дворца с 1420 по 1911 год, также является крупнейшим в мире сохранившимся дворцовым комплексом.

Однако более древняя версия этого величественного строения, находящаяся примерно в 1 000 км к югу от императорского дворца в Пекине, в уезде Фэнъян провинции Аньхой, известна не так широко. Хотя в 1982 году она была внесена в список ключевых объектов наследия, находящихся под защитой государства.

Место раскопок Чжунду в уезде Фэнъян, провинция Аньхой.
Место раскопок Чжунду в уезде Фэнъян, провинция Аньхой. Фото: из газетных материалов/ ПРЕДОСТАВЛЕНО CHINA DAILY

Место раскопок Чжунду (буквально – «центральная столица») времен династии Мин (1368-1644 гг.) можно считать прототипом Запретного города. Поскольку в этом году Запретный город в Пекине отмечает 600-летие своего основания, археологические раскопки постепенно откроют впечатляющие фасады Чжунду. В конце мая, после нескольких месяцев приостановки работ из-за вспышки вируса COVID-19, на участке начался новый этап археологических раскопок.

В 2017 году ученые из Музея императорского дворца в Пекине присоединились к Институту культурных ценностей и археологии провинции Аньхой, а также другим институтам для проведения исследований вместе, которое император-основатель династии Мин изначально планировал сделать своей столицей.

Императорский город в Чжунду площадью 840 000 квадратных метров немного больше по размеру своего младшего брата в Пекине. Его строительство началось в 1369 году через год после основания династии Мин.

Вскоре после того как первый император династии Мин Чжу Юаньчжан, который когда-то был бедным крестьянином, сверг династию Юань (1271-1368 гг.). Он построил в Китае собственную империю и принял решение сделать свой родной город столицей государства. Началось осуществление амбициозного проекта по созданию городской инфраструктуры, и позже император дал своему родному уезду имя Фэнъян (букв. «восходящее солнце, похожее на летящего феникса»).

Археолог из Музея императорского дворца У Вэй, ответственный за проведение раскопок, рассказал, что в то время планировалась постройка более крупного внешнего города вокруг дворцового района. Археологические исследования показывают, что площадь города могла составлять более 50 квадратных километров, включая помимо дворцового комплекса военные объекты, храмы, мавзолеи и жилые районы для высших сословий.

Образцы черепицы с изображени- ями дракона и феникса, обнаруженные при раскопках в Чжунду.
Образцы черепицы с изображени- ями дракона и феникса, обнаруженные при раскопках в Чжунду. Фото: из газетных материалов/ ПРЕДОСТАВЛЕНО CHINA DAILY

«Чжунду сыграл важнейшую роль в истории городского развития Китая», – рассказывает У Вэй. «Он унаследовал элементы и планировку от предыдущих династий. В частности, его схема внесла вклад в развитие архитектуры более поздних периодов. Она послужила основой для планировки Запретного города».

Согласно собранию хроник «Мин Шилу» («Доподлинные хроники династии Мин»), составленных историками в период правления династии Мин, карта императорского города династии Юань в Пекине (в период династии Юань называвшегося Дадуили Ханбалык) была предложена в 1369 году как дань уважения Чжу Юаньчжану и указание на постройку его собственной столицы.

«Проектирование расположения дворцов вдоль оси города и трехуровневая структура – внешний город, обнесенный стеной, запретный и дворцовый города, демонстрируют, что планировка Чжунду создана на основе Даду», – объясняет У Вэй.

Тем не менее амбициозный проект Чжу Юаньчжана по превращению его родного города в столицу государства так и не был реализован. Император передумал и в конце концов остановил строительство Чжунду в 1375 году. Общепринятым объяснением этому является то, что строительство было слишком дорогим.

Однако исследователь из Института культурных ценностей и археологии провинции Аньхой Ван Чжи считает, что это объяснение является «недостаточно убедительным».

«Еще больший ущерб нанесло бы прекращение строительства наполовину законченного города, не так ли? » – считает он.

В «Истории Мин», официальном отчете, составленном во время правления династии Цин, высказывается предположение, что однажды во время осмотра дворца император услышал, как кто-то кричит на крыше. Его советник рассказал, что рабочие, утомленные тяжелы трудом, прокляли дворец с помощью некромантии, выразив таким образом свой молчаливый протест. Согласно этому сообщению, император решил переехать из-за этого проклятья.

Город Нанкин, расположенный в современной провинции Цзянсу, был выбран императором в качестве альтернативной столицы государства. Чжу Юаньчжан приказал строителям его запретного города ставить на первое место стабильность, а не роскошь. Его сын Чжу Ди, третий император династии Мин, последовал тому же принципу. Ранее живший в Пекине в качестве принца ЧжуДи победил в гражданской войне в 1402 года и перенес столицу государства в свой родной город.

После начала масштабного строительства в 1417 году, продолжавшегося три года, Запретный город в Пекине был построен, а год спустя стал столицей династии Мин. Однако его предшественники, включая заброшенный дворец в Фэнъяне и завершенный в Нанкине, в последующие столетия были разрушены, поскольку в ходе войн и социальных беспорядков большинство наземных сооружений были уничтожены.

«Чжунду представляет собой идеальный образец, позволяющий понять планировку, исполнение и проект Запретного города раннего периода благодаря их схожести. А Запретный город, в свою очередь, оказывает нам значительную помощь в исследовании Чжунду», – рассказывает У.

Например, лаборатории в Музее императорского дворца сейчас проводят сравнительный анализ артефактов из Чжунду и их аналогов в музее.

«Эти артефакты соотносятся между собой, – поясняет У. – Они помогают нам получить более полное представление об этой главе в истории древнекитайских дворцовых городов».

Ван Кайхао

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых