Начало второй половины девяностых годов прошлого ХХ века. Время становления государственной независимости нашей страны. Время бурное, насыщенное. В обществе царит атмосфера больших ожиданий, изменений к лучшей жизни. У нас в Казахстане внешне вроде бы спокойно, но нет прежней уверенности и стабильности. Когда в одночасье на наших глазах было разрушено все. Очень немало тех, кто не могут принять случившееся и покидают Казахстан. Но нет массового исхода, как у наших соседей в странах Центральной Азии. Где не все так спокойно и благополучно, и прежде всего в межнациональных отношениях, а в Таджикистане идет кровопролитная гражданская война.
Те годы мы вспоминаем как расцвет челночного движения, новоявленных миллионеров и зарождения класса национальной буржуазии. Когда мгновенно появлялись и так же быстро исчезали новые кумиры на час, различные мнимые авторитеты и многочисленные разномастные лжепророки типа Сары аулие и Порфириев Ивановых. Мы были свидетелями заключения нефтяных контрактов века по Тенгизу и Кашагану. Нам говорили: мы казахстанцы будут настолько богаты, что все лучшее – автомашины, компьютеры, самые качественные товары и продукты питания – смогут покупать за рубежом. И мы охотно и наивно верили их словам. Именно тогда началось разрушение казахского аула, уничтожение колхозов и совхозов. Лишение земли и пастбищ тех, кто на ней родился, земледельцев и чабанов. Руководством страны были проданы иностранцам или самому близкому и доверенному окружению крупнейшие промышленные гиганты Казахстана. Однако мы продолжали верить, когда Назарбаев приводил нам в пример успешное процветание южноазиатских тигров Сингапура, Малайзии, Южной Кореи, избрав для себя образцом честного служения народу и стране Ли Куан Ю. Уверял всех нас, что через десять-пятнадцать лет мы сможем выкупить и вернуть обратно наши несметные природные богатства и промышленные гиганты страны.
Именно тогда мне было предложено снять полнометражный документальный фильм «Казахстан. Пять лет независимости». И потому я не только хорошо помню то время, но, мне кажется, смог благодаря этому фильму запечатлеть обобщенный взгляд на первое пятилетие суверенного Казахстана. Через сюжеты и портреты конкретных людей, их мысли и чаяния, идеи и стремления к созиданию мы смогли показать не только надежды и желания, а реальные дела и поступки, их первые кирпичики в строительство здания нашей независимости. Главное, нам удалось передать неповторимый дух и атмосферу того времени, несмотря на очень сжатые сроки съемок и производства фильма.
Это время было непростым и для казахской кинодокументалистики. Когда документальное кино в республике практически прекратило свое фактическое существование. Документальные фильмы на кинопленке снимать было очень дорого, трудоемко и по времени слишком долго.
Сметная стоимость фильма не успевала за галопирующим ростом цен и инфляцией. А снимать видео на качественном техническом и изобретательном уровне было практически невозможно. Из-за отсутствия необходимого монтажного оборудования и современных профессиональных видеокамер и их дороговизны. Аналоговые видеокамеры Betacam в Казахстане можно было на пальцах пересчитать, о цифровом оборудовании не могло быть и речи.
Нам же с моим коллегой, замечательным оператором и сорежиссером этого фильма Маратом Дугановым удалось раздобыть сразу две цифровых камеры Betacam в пресс-службе Президента Казахстана. Однако технический начальник сдувал с них пылинки, берег камеры как зеницу ока и использовал только для съемок главы государства. Поверьте, уговорить его дать согласие и разрешить использовать Betacam для съемок фильма стоило больших трудов. Пришлось подписывать огромное количество официальных бумаг, разрешений и материальных гарантий. Таким образом, я, до того никогда о том не помышлявший, оказался не только режиссером первого юбилейного фильма, но и госслужащим, сразу же аж целым завсектором пресс-службы Президента Республики Казахстан. Мне не давала покоя мысль более эффективного использования дорогого и современного оборудования. Мою мысль смогли поддержать и развить Имангали Тасмагамбетов, бывший тогда помощником Нурсултана Назарбаева, и его пресс-секретарь Крымбек Кушербаев. Так очень оперативно был создан телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан. Где я проработал одним из руководителей, полностью отвечая за творчество, более пяти лет. Сумев собрать и организовать на ТРК Президента, на мой взгляд, костяк лучших кинодокументалистов страны, нам удалось создать более ста двадцати документальных фильмов, значительное количество прямых трансляций и записей различных политических мероприятий. Самое главное, мы смогли возродить на высоком художественно-профессиональном и техническом уровне казахское документальное кино в формате видео. Большинство телеканалов республики, и прежде всего «Казахстан» и выбившийся тогда в лидеры амбициозный «Хабар», охотно и многократно демонстрировали наше документальное кино. Мы никогда не отказывали в показе фильмов и коммерческим каналам.
Первые годы работы телерадиокомплекса его основные кабинеты, монтажные комнаты и значительная часть творческого коллектива располагались в одном здании вместе с агентством «Хабар» на Новой площади в Алматы.
Мы по-доброму соседствовали с ними на четвертом этаже. Именно тогда у меня была удобная и счастливая возможность наблюдать, знакомиться и зачастую общаться со многими будущими медийными знаменитостями казахстанского телевидения. Будучи ближайшим соседом, сталкивался с ними в самых разных ситуациях. Чаще всего в курилке возле лестничной площадки, в лифте или в общей для нескольких телеканалов столовой.
Моя память сохранила тех, кто запомнился мне больше других, с некоторыми из них в дальнейшем у меня сложились доброжелательные и приятельские отношения, за другими мне было просто любопытно и интересно наблюдать. Для более тесного и близкого общения у нас у всех просто не было времени, да и плотный график и специфика эфирной работы никак не располагали к долгим беседам. Но мой киношный взгляд отбирал тех, кого невозможно было не выделить и не обратить на них внимание. С большинством я каким-то образом мимолетно пересекался ранее, а, учитывая то, что многие из них были младше меня, выказывали мне традиционную казахскую учтивость к старшему по возрасту. Больше других мне запомнился Дастан Кадыржанов, большой и массивный, с лучистым и доброжелательным взглядом. Он курил трубку, энергично жестикулировал, был всегда в центре дискуссии, интересно говорил, и было заметно, что большинство к его мнению прислушиваются. Остальных я не буду так подробно описывать, но с большим удовольствием назову их имена. Алишер Сулейменов – всегда имеющий отличное от других мнение, собственную точку зрения. Дидар Амантай – внешне застенчивый, будущий казахский писатель, интеллектуал и экзистенциалист, тогда все время носивший берет, делающий его похожим на художника. Аскар Алимжанов и Айдар Жумабаев – их можно было чаще других видеть вдвоем, всегда улыбчивые, внешне открытые, предупредительные и доброжелательные.
Не могу не сказать о Дане Нуржигит и Ляззат Танысбай – врожденная тактичность, традиционное казахское воспитание и абсолютное почтительное отношение к старшим. Они всегда подчеркнуто обращались ко мне исключительно по-казахски. За внешней сдержанностью и доброжелательностью таился большой творческий потенциал и неуемное желание к самореализации. И, конечно же, Владимир Рерих. Он был несомненным лидером и генератором многих идей бурно и широко развивающегося «Хабара». Его невозможно было представить отдельно от Дариги Назарбаевой. По крайней мере со стороны это выглядело достаточно определенно – Рерих самый близкий и доверенный паж в ее телевизионной свите. Он мог себе позволить вольности, эпатированно и достаточно смело и жестко, но по делу критиковать подчиненных. Больше других доставалось начинающим и творчески пассивным, особенно не обремененным интеллектом исполнителям. Конечно же, они терпеливо сносили всю его резкую критику, внешне никак не выказывая своей обиды. Однако потом те, кто, вытерпев все чиновничьи тернии и выслужившись до телевизионного Олимпа, став руководителями «Хабара», вернули ему сторицей, закрыв его авторскую программу и вынудив уйти с телевидения, а потом и окончательно уехать в Германию. Так с досадой и сожалением об этом мне потом рассказывал сам Володя. Обычно так зачастую происходит по большей части на тех телеканалах, главной целью которых становится обслуживание власти и интересов власть предержащих. Но тогда, в середине девяностых, «Хабар» был на пике своего творческого и профессионального расцвета и подъема. По достоинству, заслуженно став лучшим телеканалом республики. Конечно же, мой список тех, кто стоял у истоков создания «Хабара», далеко не полный. Но именно им, молодым, талантливым и дерзновенным, выпала уникальная и редкая возможность и честь своими руками создавать новое телевидение суверенного Казахстана. Все они, такие разные, были объединены одной важной целью – стать лучшими. Лучшим телеканалом страны.
И у них это получилось. Мне кажется, прежде всего «Хабару», первому из отечественных телеканалов удалось выбраться из состояния провинциализма. Заново создать ряд ярких и содержательных новых передач, не копирующих московские и зарубежные аналоги. Но главным достижением «Хабара» прежде всего стало признание его отечественным телезрителем главным информационным телеканалом Казахстана. Это было время, когда наш зритель ждал новости в первую очередь на «Хабаре». И самое важное, он этой информации доверял. Прошло уже более четверти века, а такой популярности, наверное, не было ни у одного отечественного телеканала, как у «Хабара» в годы его становления.
Конечно же, причин такого рода успеха и популярности немало, некоторые я уже постарался изложить выше. Но, на мой взгляд, одной из главных составляющих этого феномена и секрета известности и популярности является не только интересное содержание, сенсационность и актуальность событий и фактов, показываемых с телеэкрана, а прежде всего, кто и как об этом рассказывает. Когда на экране личность и тут, несомненно, важны профессиональное мастерство, эрудиция, знания, поставленная дикция. Но гораздо важнее, когда зритель верит твоим словам, тебе самому, искренняя интонация доверительности, которую сложно сыграть, она должна исходить изнутри души, твоей убежденности. Крайне важны личное обаяние, сдержанная доброжелательность и тактичность. И только тогда происходит то удивительное превращение, когда ведущий программы, журналист становится для зрителя собеседником, которому он верит. И тогда передача превращается в откровенный разговор, душевную беседу, даже если это передача информационная. Это редкое и удивительное дарование, коим на телевидении обладают немногие, а точнее единицы. На нашем казахском телевидении всеми этими качествами в полной мере несомненно и абсолютно владеет журналист Ерлан Бекхожин.
И это стало ясно и понятно всем, и прежде всего широкой зрительной аудитории, с его первых телевизионных сюжетов в качестве репортера, и окончательно это уникальное дарование в полной мере раскрылось у него в роли ведущего информационно-аналитической программы. Ерлан стал общепризнанной визитной карточкой ведущего телеканала страны. Его популярность в те годы была по-настоящему всенародной. Я хорошо помню случаи, когда в совместных командировках с президентским пулом простые люди, труженики сел или случайные прохожие, незнакомые люди в областных центрах, узнав Ерлана, обращались именно к нему за помощью в решении насущных проблем и вопросов. И было видно, как люди тепло и по-доброму к нему относятся, и это было по-настоящему трогательно, просто, без какой-либо фальши и показухи. И Ерлан это очень точно чувствовал и где-то внутри себя ясно осознавал свою меру ответственности и степень искреннего, людского, человеческого к нему доверия. Я наблюдал за ним, в эти моменты он сразу становился открытым и незащищенным, пытаясь скрыть свое соучастие и волнение за этих людей в смущенной улыбке...
В обычном разговоре, повседневном общении Ерлан обычно не блистал красноречием, не замечал я в нем увлеченного и яркого рассказчика, он не был солистом. Зато он умело мог поддержать беседу, заинтересованный разговор, коротко и емко сформулировать свою мысль, вовремя задать тот необходимый и точный вопрос. Но было то, что он умел делать мастерски, и видно было – это нравится ему. Он умел слушать и слышать своего собеседника, это то редкое качество человеческой души, я как режиссер-документалист особенно отмечаю и ценю в человеке и личности Ерлане Бекхожине.
Он как губка жадно впитывал мысли собеседника, одновременно отбирая для себя самые ценные и нужные, побуждая тем самым своего визави к откровенному и честному разговору. Именно эти два-три года активной и насыщенной работы Ерлана Бекхожина в качестве репортера и ведущего информационно-аналитической программы для него были наиболее творчески яркими и продуктивными в агентстве «Хабар». Внешне обаятельный и харизматичный, внутренне свободный и самостоятельно мыслящий, Ерлан на глазах всей страны и ее благодарных телезрителей вырос в профессионала своего дела. И еще, будучи по-настоящему интеллигентным и обладая вкусом и чувством меры, он стал по праву общепризнанным ведущим журналистом агентства, лицом, олицетворяющим успех «Хабара». Он никогда не злоупотреблял доверием телезрителей, излишней демонстрацией собственного, доморощенного интеллекта, эрудиции и красноречия, не утруждал его философскими размышлениями и моральными нравоучениями, чем продолжают страдать многие его коллеги. Он просто уважал телезрителя.
Но, к сожалению, у Ерлана тогда, на мой взгляд, было два существенных недостатка. Первое – достаточно независимый характер и нежелание колебаться вместе с линией партии, как иронично шутили в «добрые» времена «развитого социализма» в угоду сиюминутным конъюнктурным интересам. И второе – обыкновенная честность, порядочность и верность моральным, человеческим и этическим принципам, унаследованными им от знаменитых и знакомых каждому казаху его отца и деда. Не замарать их доброе и честное имя. Это главный аманат, основной жизненный принцип, завещанный ему его отцом, то, о чем Ерлан не говорил вслух, но всегда строго придерживался в каждодневной жизни. И, конечно же, его сильно подвело неумение подстраиваться к начавшейся меняться на телеканале общей ситуации, заискивать и лицемерить. Он продолжал оставаться самим собой, честно и добросовестно служа профессии, внутренне независимым и успешным в нашем сегодняшнем обществе, которое не приемлет успеха по существу, отторгая его нескрываемой завистью, сильно распространенной в околотелевизионной и киношной среде... И так уж случилось, что в одночасье, без объяснения видимых причин Бекхожин был снят с эфира, должности ведущего телекомментатора агентства «Хабар». Подбитый на самом высоком пике своего творческого и профессионального полета. Естественно, Ерлан не остался без дела, очень скоро ему предложили представлять Казахстан в межгосударственной телерадиокомпании «Мир», быть ведущим и телекомментатором вновь создаваемой телепрограммы «Вместе», и он переезжает работать в Москву.
Внешне все выглядело достаточно пристойно и благополучно. Можно было даже говорить о новом этапе и творческом поиске и даже карьерном росте, более высоком уровне и широких масштабах в жизни и творчестве Бекхожина. Однако… у замечательного грузинского кинорежиссера Георгия Николаевича Данелия есть очень мудрая книга воспоминаний, одновременно полная искрометного юмора, грусти, печали и всепоглощающей доброты под названием «Кот ушел, а улыбка осталась..» Если смысловой посыл этого названия спроецировать по отношению к жизненным перипетиям творческой и карьерной судьбы Ерлана Бекхожина, то можно увидеть грустную, ироничную улыбку, больше напонимающую добрую усмешку.
Есть утверждение, что жизнь и судьба каждого человека, так же как и мировая история, не имеют сослагательного наклонения, их нельзя прожить и повторить дважды. Но меня до сих пор не оставляют большое сожаление и досада: если бы тогда Ерлан не ушел с «Хабара» из-за неистребимой казахстанской зависти, то сегодня мы были бы свидетелями такого яркого телевизионного феномена и неповторимой творческой личности, ни чем не уступающей таким корифеям, хорошо знакомым моему поколению, как Генрих Боровик, Валентин Зорин, Фарид Сейфуль-Мулюков, Александр Каверзнев, Игорь Фесуненко, Влад Листьев. Хочу повториться: если посмотреть на творческую судьбу и карьеру Бекхожина сторонним взглядом, все у него вроде бы благополучно и успешно. Работая в «Мире» на программе «Вместе», не затерялся среди своих энергичных и амбициозных коллег из стран СНГ, составив им достойную конкуренцию. Своими яркими и интересными передачами и репортажами заставив признать ту особую и важную роль Казахстана в жизни стран Содружества. Потом был непростой, но достаточно продуктивный опыт работы руководителем филиала межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Приняв ее в состоянии полного финансового кризиса, раздираемую жестоким политическим противостоянием, финансовыми распрями и юридическими спорами прежнего руководства филиала с власть предержащими.
Он снова в этой непростой борьбе вышел победителем. Выиграть все суды, вернуть телеканалу незаконно отобранные деньги. При этом не забывая о творчестве, смог сплотить творческий коллектив казахстанского филиала МТРК «Мир». Он проработал на «Мире» пять интересных и плодотворных лет. А после того как его в очередной раз подвинули и ушли, он с чистого листа создает ежедневные газеты «Литер» и «Айкын» , которые очень быстро нашли своего читателя и стали популярными изданиями. Его кипучая энергия, профессионализм, творческая интуиция не подвели Ерлана и в газетной журналистике. Являясь учредителем этих газет, он делает их творчески и коммерчески успешными. Однако власть снова вынудила и удалила его с этой должности, забрав его собственность. Кто-то постоянно и внимательно следил, чтобы Бекхожин особо не выказывал свой независимый характер, собственное мнение и гражданскую позицию, но власть не хотела далеко отпускать строптивого, как им казалось, одаренного, высокопрофессионального журналиста. Ему было предложено возглавить Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан.
На мой взгляд, это было самое сложное испытание в его творческой биографии. Сегодня многие пытаются тихо умалчивать, особенно многие журналисты, о своих тесных контактах и работе с президентскими структурами Назарбаева. Ведь именно тогда пышным цветом расцвело неуемное восхваление всех и вся. Но надо отдать должное, что и в этой сложной ситуации Ерлан Бекхожин не был никак замечен в подобострастном восхвалении Елбасы. Казалось бы, играя по правилам, навязанным его ближайшим окружением и администрацией Акорды, Ерлану удалось избежать тех слов и поступков, лжи и лицемерия, о которых многие сегодня усиленно стараются не вспоминать вообще, а ведь он работал с Назарбаевым, находился к нему гораздо ближе многих своих коллег. Конечно же, на этот вопрос нет однозначного ответа. Ответов много, и у каждого из нас он свой. Его мы соотносим с нашей честью и совестью, держим извечный экзамен перед своими родителями и предками, дабы не замарать их честное имя, думая о том, чтобы и детям нашим не было стыдно за поступки, совершаемые нами в этой бренной жизни. Наверное, прежде всего и поэтому, по достоинству оценивая высокий профессионализм Ерлана и его гражданскую позицию, именно ему Касым-Жомарт Токаев предложил руководство агентством «Хабар». Ерлан никогда не был оппозиционером и в отличие от некоторых своих коллег не метался из одного лагеря в другой. Он просто старается служить своей профессии журналиста добросовестно и не лгать. Его инакомыслие, наверное, не по душе многим ретивым чиновникам, коих немало во все времена, он трезво и взвешенно понимает сложность и неразрешимость ситуации, но не собирается изменять своим жизненным и профессиональным принципам. Телезрители это чувствуют и понимают. И это дорогого стоит.
Почти тридцать лет назад он обрел замечательную, одну из самых интересных и магических, творческих профессий журналиста. Служа ей честно и самозабвенно, стал известным и успешным. Такой вот он, мой младший друг, одновременно успешный и благополучный, совестливый, с незащищенной и доброй душой. Может быть, не всегда правильный и справедливый. И, будучи умеренным атеистом, я прошу своему другу у Всевышнего милости и прощения за все прегрешения и неправедные дела, которые он никогда не совершит, потому что я буду стараться оберегать его всегда дружеским советом. Да будет так. Уверен, лучшие его передачи, репортажи и фильмы впереди и будут обязательно сняты. Свидетельством тому его мощный творческий потенциал, бережно накопленный им, когда в профессии ему подвластно многое, или почти Все.
Сергей Азимов, кинорежиссер, продюсер, заслуженный деятель РК
От редакции
Редакция «АиФ-Казахстан» присоединяется к многочисленным поздравлениям.
Желаем Ерлану Бекхожину крепкого здоровья, дальнейших успехов в профессиональной деятельности, новых интересных проектов и творческих свершений.