Асанали Ашимов сам по себе – большое кино
Неизгладимы в памяти наши встречи на съемочных площадках. И визиты к нему в казахский драматический театр им. Ауэзова, художественным руководителем которого он является уже много лет, запоминающиеся просмотры премьерных лент в республиканском доме кино. Ну и, конечно же, незабываемые общения в кругу друзей.
[газетная статья]
Многих дел мастер
Человек отзывчивый, начисто лишенный «звездной болезни», Асанали всегда был внимательным и продолжает таковым оставаться. Не знаю почему, но в мою память особенно врезались наши приватные разговоры во время долгих посиделок за шахматной доской и с рюмкой «чая» (не без этого!) в его скромной квартире на пересечении улиц Зенкова и Шевченко в Алматы.
Если перелистывать кинословарь либо толстенную энциклопедию, то в самом их начале вы обязательно увидите фамилию Асанали Ашимова. Кстати, в трудовой книжке мэтра записано несколько творческих профессий. В первую очередь это, конечно же, актер театра и кино, затем – режиссер-постановщик, сценарист.
Ныне за плечами Асанали более полусотни ролей, сыгранных в театре, участие примерно в тридцати фильмах, причем во многих из них в качестве главного героя. А также солидное количество авторских работ по собственному либретто и режиссуре. Не чужд ему и литературный труд. Восьмитомник, содержащий помимо мемуаров ещё и два романа, изданный Ашимовым, сразу же стал раритетом, и найти его сегодня можно лишь в крупных библиотеках.
Становление Асанали в профессии проходило при патронаже и заботливом участии непревзойденных деятелей искусства театра и кино, чьи имена высечены золотыми буквами на памятных досках, облики их отлиты в бронзе. Сам Асанали Ашимов давно пополнил их ряды, а творчество вошло в мировую классику.
Кавалер ордена Герой Труда, лауреат нескольких Госпремий, ставший в неполные сорок лет народным артистом Казахской ССР, а через некоторое время – уже и СССР. Эти почетные звания Асанали получил за исполнение ролей главного героя в фильме Шакена Айманова «Конец атамана» и Эльдора Урузбаева в «Трансибирском экспрессе». Сценарий к заключительной ленте трилогии, «Манчьжурский вариант», снятый Игорем Вовнянко и Цой Гук Ином, написал сам Ашимов.
Ну а его, наверное, наибольшим достижением стало то, что в довольно преклонном возрасте (71 год) он продолжил свой замечательный род. Красавица Багдад, жена Асанали, подарившая ему сыночка, настояла, чтобы новорожденный носил имя её «звёздного» и любимого мужа.
Наша сила – в творчестве
Накануне дня рождения Асанали Ашимова я попросил его поделиться своим взглядами о нынешнем состоянии национального искусства, а также о сложившейся за последнее время непростой ситуации в мире.
– Дорогой Асанали, тобой пройден долгий и успешный творческий путь в большом искусстве. Тебя вполне заслуженно считают легендой не только казахстанского кино, но и российского. Какова твоя оценка нынешнего состояния отечественных театра и кинематографа?
– Анатолий, дорогой, мне не совсем удобно говорить об отрицательных сторонах, положительного же, к моему большому сожалению, маловато. Но попробую по этому поводу все-таки высказаться. Хотя о нынешнем состоянии театра и кино ты знаешь не хуже. Дела там обстоят, увы, не лучшим образом. Гордиться особо нечем. Но это вовсе не значит, что всюду полный завал. Есть помимо среднего уровня и более высокий, случаются и отдельные прорывы. И даже победы на международных кинофестивалях. Среди нынешнего актерского состава и режиссуры мне известно довольно много хороших мастеров, истинных профессионалов своего дела. Вся надежда на них. Я и мои коллеги верим в свои силы и, цитируя известный лозунг авиаторов, будем впредь стараться летать дальше и выше.
– Твое мнение о затянувшемся не на один год конфликте вокруг киностудии «Казахфильм» (кстати, носящим имя Шакена Айманова, бывшего твоего тестя) и претензиями некоторых «новых буржуа» на его территорию?
– К моему большому огорчению, водятся еще в нашем отечестве ненасытные господа, которым, чтобы набить свои бездонные карманы, плевать на все и вся! В том числе на такую хрупкую сферу, как культура, национальные духовные, даже сакральные ценности. К каковым относится и киностудия «Казахфильм», созданная в нелегкие годы, когда вовсю грохотали пушки и музам полагалось молчать. Каким-то непонятным образом этот полукриминальный контингент «тяни-хватай» несколько лет назад уже почти достиг своей цели превратить исторические съемочные павильоны в развлекательный центр с игральными автоматами. Слава богу, вмешались высшие силы, появился указ президента РК, касающийся киноиндустрии, ну и мы, старая гвардия, постарались. Так что на этом фронте пока временное затишье. Сейчас все диктует рынок, но кино – это прежде всего искусство, оно всегда дотировалось государством. Производство фильмов дело довольно затратное, поэтому необходима постоянная поддержка со стороны государства. Потом всегда стоит ребром вопрос кадров. Таланты на земле не валяются. Их раз, два и обчелся. Поэтому творческие работники – «товар штучный», их надо любить, лелеять и помогать не только морально, но материально. Тогда и весомые результаты не за горами.
– И последнее: в связи с пандемией коронавируса, охватившей полмира, как бы ты посоветовал своим землякам относиться к этой ситуации?
– Это трагедия всей нашей планеты. Есть по поводу происхождения этой заразы разные толкования, граничащие с вымыслами. Время покажет. Ко всей этой шумихе, связанной с коронавирусом, я отношусь философски. Сопереживаю, пропускаю через себя. Мне 83 года. Переживаю за будущие поколения. Я, слава Всевышнему, в этой жизни успел коечто. Мы, люди искусства, оптимисты. Всё в ближайшее время разрешится как надо. Главное – не унывать. Держитесь, друзья мои!
Прошло ли время нашей славы?
– Америку весь мир познавал в основном через волшебство экрана. И люди на олимпе должны в конце концов осознать его силу. Единственная профессиональная киностудия в стране – «Казахфильм», остальные самодеятельность. Есть ощущение, что кино нынешние младореформаторы хотят превратить в вульгарный рынок?
– Думаю, что и такие великие кинематографисты, как Шакен Айманов, Султан Ходжиков, Мажит Бегалин, мои учителя и единомышленники, осудили бы подобное потребительское отношение к кинематографу. Немного о восприятии актерской профессии. Мое высшее достижение, если хотите – счастье как лицедея заключалось в том, что мне удавалось находить общий язык с такими партнерами, как Азербайжан Мамбетов, Нурмухаджан Жантурин, Идрис Ногайбаев, Ануар Молдабеков и Фарида Шарипова.
Это был наш золотой век, время всесоюзной и даже мировой известности нашего национального кино. Кинематограф и Мельпомена для меня свято. Кино – это популярность, театр – моя лаборатория. И слияние их в одно целое требует невероятных усилий. Когда это случается, то испытываешь невероятные радость и счастье. Высекается та самая спасительная для рода людского искра Прометея.
Ну а режиссура – мое хобби. Большое счастье и успех творческого человека, когда он находит свою тему и свое направление как в кино, так и в театре. Я часто вспоминаю яркие творческие моменты в своей биографии и скучаю по тому времени. Сейчас преподаю в киноакадемии актерское мастерство. Это меня очень греет. Оставить после себя достойных продолжателей театральных национальных традиций – один из моих жизненных приоритетов. Пока человек жив, он должен постоянно трудиться, целиком отдаваясь своей профессии, своему главному предназначению в этом мире. Это и будет той самой лептой, если хотите – вкладом во благо процветания общества и его, человека, родины. И пусть всегда будет мир во всем мире!
Анатолий Лаптев