Кульсариевский слёт алматинского клуба авторской песни «Тоника» прошёл под шум капчагайских, а также бардовских волн из Ташкента, Москвы, Перми, Астаны, Шымкента и Усть-Каменогорска. Благодаря такому широкому представительству его можно назвать главным событием года в жизни алматинской авторской песни [газетная статья].
Когда-то Алма-Ата считалась бардовским центром всесоюзного масштаба. Неоднократно выступавший здесь Юрий Визбор поддержал появление первого в Казахстане клуба авторской песни «Тоника» и, как шутят, стал его повивальным дедом в 1979 году. Именно здесь Олег Митяев впервые стал лауреатом с песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Насер Кульсариев выступил инициатором проведения всесоюзного фестиваля, который с успехом прошел в 1987 году на турбазе «Алматау». Ольга Качанова и Вадим Козлов были инициаторами фестиваля «Поющие горы» в начале нулевых. Владимир Юн и Эдуард Двухименный проводили самый высокогорный бардовский фестиваль «Чимбулак».
Заметной страницей стал фестиваль «Звездное небо», его организаторы Сергей Шустер и Галина Горшкова в течение десяти лет активно привлекали не только казахстанских авторов, но и бардов из Ташкента и Бишкека. Однако в 2019 году и он сошел на нет. В итоге Алматы утратил статус значимого фестивального центра авторской песни. Самый крупный в стране бардовский фестиваль «Астана» в последние годы проходит в окрестностях казахстанской столицы.
В этих условиях Кульсариевский слёт стал важной площадкой, на которой можно почувствовать тональность алматинской авторской песни и увидеть именитых гостей. Живописная сцена с видом на Капчагай в одном из пансионатов города Конаев порадовала весёлым представлением «Чайхана», которое подготовил клуб «Тоника», а также обилием ансамблей – «ФорЭль», «БМВ Диалог», Елена и Алексей Хайленко, группа «Фонограф» (Шымкент), Лиля и Фарит Сахабутдиновы, Марина Телевная и Биржан Исин, Александр и Анна Силины, Даулет Амангалиев и Александр Губерт, ЮККА, группа Akvafon. Николай Зверев, один из организаторов фестиваля «Южный ветер» в Шымкенте, удивлял декламацией стихотворений Омара Хайяма, а также обилием остроумных песен. Впервые на слёт приехал из Москвы Павел Аксенов, лауреат Грушинского фестиваля 2002 года. Павел родился в Алма-Ате, и клуб «Тоника» оказал заметное влияние на его становление. Леонид Тернов в дуэте с Ириной Лободой подготовил для него сюрприз: исполнил песню «Запах звезд» (музыка Павла Аксенов, слова Леонида Тернова).
ДАТЬ ДОРОГУ МОЛОДЫМ
Своими впечатлениями о слёте с нами поделился Максат Рысимбетов, солист группы «Фонограф» из Шымкента:
«Слёт прошёл на очень хорошем уровне. Была создана удивительная атмосфера для общения и музыкального взаимообогащения. Собрались близкие по духу люди из многих городов и даже стран. Люди обменивались стихотворениями, песнями. Появились новые знакомства, новые впечатления, а это, как и на любом фестивале, самое главное. В то же время были и некоторые неровности. Что касается темы Насера Кульсариева, то она была раскрыта слабо. Лидия Колесникова исполнила одну из главных песен Насера «Синий свет», Николай Глушков поделился своими воспоминаниями – вот, пожалуй, и всё.
Думаю, что в начале слёта можно было бы показать короткий фильм или ролик, посвящённый Насеру, чтобы хотя бы вкратце познакомить людей с его наследием. Ну и, конечно, хотелось, чтобы было больше песен из его репертуара в музыкальной программе слёта.
Острой проблемой остаётся дефицит молодых авторов и сполнителей. На слёте была очень заметна группа Усть-Каменогорского бард-рок клуба. Но кроме них, фактически молодых авторов не было. Но это не значит, что их нет в Алматы. Необходимо думать о преемственности поколений и активно привлекать молодёжь. Мы проводили в Шымкенте несколько вечеров авторской песни, куда приглашали начинающих авторов. Конечно, они поют другие песни, часто в другой стилистике. Но искать контакт с молодым поколением всё равно необходимо. Интересный опыт в этой сфере был накоплен в Актюбинске и Астане. Это направление могло бы стать одной из тем Кульсариевского слёта. Тем более что сам Насер прекрасно работал с молодежью. А в целом хочется поблагодарить клуб «Тоника» за организацию слёта и за память об этом замечательном человеке».
МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАСКОПКИ
Мне посчастливилось быть знакомым с Насером Кульсариевым. Вот уже 20 лет как с нами нет это автора-исполнителя, композитора, продюсера. Он виртуозно владел гитарой, умудряясь вставлять сольные проигрыши между аккордами, был удивительно остроумен, самоироничен и обаятелен. Он словно человек-праздник, умел объединять людей, заряжать их энергией творчества. Его песни исполняли Роза Рымбаева, Алибек Днишев, группа «А'Студио» – одна из написанных им песен на стихи Ильи Резника («Стань моей молитвой») вошла в альбом группы «Грешная страсть». Он раскрыл талант певицы Сары Найман, которая сыграла главную роль в его рок-опере «Такыр», посвященной трагедии Арала, а сейчас работает в Венской опере. Он разработал уникальный новогодний телепроект «Тринадцать мгновений счастья» для канала «Южная столица». Известные певцы и артисты неожиданно приходили с подарками к тем, кто особенно нуждался в помощи и внимании: погорельцам, сиротам, многодетным семьям и даже бездомным. Ничего подобного на казахстанском телевидении не было.
Но авторская песня всегда оставалась для него особой любовью. Он устраивал в Алматы концерты Олега Митяева, Вадима Егорова, Леонида Сергеева, Александра Городницкого, Алексея Иващенко, который признавался, что Насер исполняет его песни лучше, чем он сам.
К сожалению, Насер выпустил только один сольный альбом «Грань перемен» в 1997 году. Он включает авторскую композицию «Синий свет», это одно из знаковых произведений в мире казахстанской авторской песни.
Супруга Насера Дина Кульсариева в 2003 году показала мне его архивы. Меня привлек набросок песни «Элегия» на стихи Бахытжана Канапьянова. Я попросил музыкантов группы «Северный ветер» Эдуарда Двухименного и Сергея Таланова восстановить эту песню. В итоге эта философская баллада вошла в музыкальный спектакль театра Barracuda Jam «Воздушный шарм», как и запись еще одной песни в исполнении Насера – «Ещё стрелу из колчана» Алексея Иващенко. Премьера спектакля состоялась в 2006 году во время первого Кульсариевского слета, который проводил проект Веты Ножкиной «Остров песни». В этом году мне удалось найти и восстановить видеозапись этого импровизированного мюзикла. Я оцифровал её и разместил на YouTube для всеобщего обозрения. Так что песни Насера, в том числе и его «Синий свет», продолжают освещать дорогу казахстанским авторам-исполнителям, и нынешний Кульсариевский слет – яркое тому подтверждение.
Отто ВАЙСКОПФ