СЕЛО ЖУМАТ ШАНИН ЛЕЖИТ В ЧЕТЫРЁХ ДЕСЯТКАХ КИЛОМЕТРОВ ОТ ПАВЛОДАРА. ИМЯ ЕМУ ДАЛ ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА, РОДИВШИЙСЯ ЗДЕСЬ В КОНЦЕ XIX ВЕКА. И МНОГИМИ ДРУГИМИ ИЗВЕСТНЫМИ ЗЕМЛЯКАМИ-БАЯНАУЛЬЦАМИ ГОРДЯТСЯ СЕЛЬЧАНЕ. УВЕРЕНА, ЧТО СО ВРЕМЕНЕМ БУДЕТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ИХ ЧИСЛУ И КАЙНАРБЕК МАХМЕТ, ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ, ВОЗРОЖДАЮЩИЙ В СОДРУЖЕСТВЕ С ДЕТЬМИ ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО КОСТОРЕЗОВ. [газетная статья]
НАСЛЕДНИК ПО ПРЯМОЙ
В их роду все были мастеровыми с художественным уклоном – деды изготавливали из дерева музыкальные инструменты, домашнюю утварь, мебель, двери, богато украшенные орнаментами. Женская часть рода также была рукодельной, бабушка Кайнарбека занималась плетением из кожи. Разве мог их потомок пойти по другой линии? Его, выпускника Павлодарского гуманитарно-технического колледжа, сначала с охотой взяли преподавать в сельскую школу уроки труда, а через год Кайнарбек перебрался к родителям в областной центр, где устроился в среднюю школу №1, маленькую, всего на 400 учеников, конечно по той же специальности.
Он поправляет меня: не просто труда, а художественного. Хотя официально его должность называется скучнее – учитель технологии. Сначала больше присматривался к городской жизни, поучаствовав в областной выставке художников, почувствовал себя неуютно и понял, что других можно удивить только своим, сокровенным. Родной дед был изрядным мастером резьбы по кости, до сих пор целы в доме бабушкины гребни.
БОРМАШИНА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ
Как-то родня разделывала тушу на согым, мясной запас на зиму. Кайнарбек присмотрелся и увидел, что лошадиные позвонки похожи на птиц. Взял один и принялся доводить до кондиции – долго варил, вычищал жир изнутри. Потом понял, что голыми руками ничего интересного не сделаешь. Приценился к стоимости бормашины, оказалось – недёшево. Три месяца откладывал с зарплаты, купил. Сверла брал у зубных техников, тоже обходилось в копеечку. Наконец в состоянии боевой готовности пришёл к ученикам. И понеслось! Сначала они вместе вытачивали амулеты на манер волчьих зубов. Ни один хищник не пострадал, потому что сырьём служили трубчатые коровьи кости, но пацаны ощутили себя воинственными индейцами и родителям взахлёб рассказывали, какой крутой у них трудовик.
Дальше дела пошли совсем серьёзные, началась подготовка к областному конкурсу. Ескендир Малик готов был не есть, не пить, лишь бы уложиться в два месяца. В результате вырезал из костей сову и кобыз, дольше всего заняла работа над берёзой. Её творили, не будем скрывать, с помощью учителя – из лошадиной лопатки, вываренной и тщательно вычищенной. Гудела бормашина, аккуратно прорезалось кружево веточек. А чтобы ствол в точности походил на берёзовый, нанесли по нему штрихи чёрным маникюрным лаком.
ТЮЛЬПАНЫ ДЛЯ МАМЫ
Словом, жюри единогласно назвало победителем юного костореза Ескендира. В республиканском конкурсе, который проходил в прошлом году в Туркестане, дети из-за карантина участвовали онлайн, и шикарный кобыз Малика тоже не остался без награды.
В этом году Рауан Байданов, другой воспитанник Кайнарбека, на областном конкурсе «Город мастеров» всех обошёл со своей юртой, а в республиканском, устроенном детским журналом «Дара бала», жюри покорили его тюльпаны, выточенные из рогов, на костяных стеблях. Оказывается, рог, несмотря на видимую жёсткость, может быть податливым, если подержать над паром, и тогда подчинится он рукам ваятеля. Кайнарбек радуется творческим успехам Бауыржана Ергазина, Ниязбека Буланбаева, Бекзата Жакыпбека.
Кем бы ребята ни стали во взрослой жизни, навыки, полученные на уроках не простого, а художественного труда, впустую не пройдут. Недавно Кайнарбек Ерназарович был награжден похвальной грамотой, став победителем в номинации «Лучший учитель года».