23

Реставраторы заставили шагать терракотовую армию

Участок раскопок Терракотовой армии №1 возле мавзолея императора Цинь Шихуана в Сиане, провинция Шэньси.
Участок раскопок Терракотовой армии №1 возле мавзолея императора Цинь Шихуана в Сиане, провинция Шэньси. / ЧЖАН ТЯНЬЧЖУ / ДЛЯ CHINA DAILY / из газетных материалов

В ИХ НЕПРОСТОЙ РАБОТЕ ТРЕБУЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ И БЕЗГРАНИЧНОЕ ТЕРПЕНИЕ. [газетная статья]

Лань Дэшэн взял глиняный осколок песочного цвета, внимательно осмотрел и приладил его на спину скульптуры керамического воина. 52-летний консерватор-реставратор – член команды специалистов, восстанавливающих знаменитую Терракотовую армию, открытую в 1974 году недалеко от мавзолея Цинь Шихуана, первого императора из династии Цинь (221- 206 до н.э.), вблизи города Сиань провинции Шэньси.

На месте необычной находки был построен музей, открывшийся в 1979 году. Лань Дэшэн подчеркнул, что терракотовые воины созданы в натуральную величину, одетые в доспехи, а их волосы собраны в пучки. «Эти исторические объекты выглядят как живые. Прошло более 2000 лет, а вы все еще чувствуете невероятный талант, с помощью которого создавались эти фигуры», – говорит реставратор.

Лань Дэшэн (справа) и его коллега Ван Дунфэн реставрируют терракотового воина.
Лань Дэшэн (справа) и его коллега Ван Дунфэн реставрируют терракотового воина. Фото: из газетных материалов/ ЧЖАН ТЯНЬЧЖУ / ДЛЯ CHINA DAILY

По словам Лань Дэшэна, его команда собирается восстановить первоначальный внешний вид воинов, при этом применяя принцип минимального вмешательства.

В гробницах, где были найдены статуи, днем и ночью трудятся около 15 консерваторов-реставраторов. По углам гробниц расставлены рабочие столы, на которых сотрудники, одетые в серую униформу, раскладывают различные наборы инструментов.

Ван Чуньянь, научная сотрудница Музея мавзолея императора Цинь Шихуана, отвечает за защиту культурных ценностей на площадке от чрезвычайных ситуаций. Однажды в ходе обычной проверки гробницы №1 внимание специалиста привлекла голова воина. Ее восстанавливали в течение четырех месяцев, и работы по ее очистке должны были завершиться в ближайшее время.

Ма Юй восстанавливает бронзового лебедя, найденного в Сиане.
Ма Юй восстанавливает бронзового лебедя, найденного в Сиане. Фото: из газетных материалов/ ЧЖАН ТЯНЬЧЖУ / ДЛЯ CHINA DAILY

«На правой брови осталось немного грязи», – рассказала исследовательница, добавив, что эксперты ищут такую грязь для продолжения работы.

Слой лака на недавно откопанных терракотовых воинах усыхает и деформируется в течение нескольких минут после их обнаружения из-за резких перепадов температур и влажности. Яркие рисунки на фигурах также быстро отслаиваются. «При защите статуй наибольшие усилия мы прилагаем для обеспечения сохранности лака и разноцветных рисунков», – объясняет Ван Чуньянь.

Для этой работы используется ментол. По ее словам, после нагревания ментола до образования органического растворителя консерваторы-реставраторы спрыскивают фузантом (вид раствора, получаемый в ходе этого процесса) ткань, используемую для нанесения покрытий и укрепления откопанных фигур. После застывания раствора статую переносят в так называемый кабинет для восстановления.

Лань Дэшэн раскрашивает голову воина.
Лань Дэшэн раскрашивает голову воина. Фото: из газетных материалов/ ЧЖАН ТЯНЬЧЖУ / ДЛЯ CHINA DAILY

Терракотовые воины были найдены в 1974 году жителями деревни в районе Линьтун города Сиань. На месте расположения фигур, заказанных у мастеров императором Цинь, трижды проводились археологические раскопки. Кстати, первая археологическая работа длилась более шести лет. Вторые раскопки начались в 1985 году, но внезапно были прекращены, поскольку в то время еще не существовало специальных способов для защиты красочных росписей на фигурах. В последний раз археологические работы проводились в 2009 году, когда Государственное управление по охране памятников культуры Китая одобрило возобновление работ на участке раскопок №1.

Консерватор-реставратор Лань Дэшэн входил в число специалистов, ответственных за возобновление работ, что стало поворотным моментом в его карьере. До этого он реставрировал только одного или двух терракотовых воинов каждый год, обращаясь с артефактами с особой осторожностью и проявляя невероятное терпение.

С тех пор как раскопки возобновились, археолог восстановил глиняные черепки, принадлежащие более чем 150 фигурам, и со временем научился выявлять различия между ними.

«На терракотовых воинах можно найти разноцветную краску и даже отпечатки пальцев создавших их мастеров, – делится наблюдениями Лань Дэшэн. – На них оставлены и имена скульпторов, но их бывает трудно обнаружить. Если внимательно всмотреться в глиняные черепки, можно заметить отпечатки пальцев и целых ладоней, оставшиеся после того, как рабочие сильно били по глине в процессе ее подготовки. Есть также следы упавших волос».

По словам исследователя, все эти артефакты хорошо сохранились. На основании своего опыта Лань Дэшэн может точно сказать, были ли терракотовые воины изготовлены ремесленниками двора Цинь или местными мастерами, поскольку их работы отличаются друг от друга.

Технология, используемая при реставрации фигур, с годами изменилась, основные методы остались прежними. После того как фрагменты воинов и лошадей собраны, реставраторы пытаются соединить их перед окончательным склеиванием.

Руки и туловище воина безголовы были отреставрированы.
Руки и туловище воина безголовы были отреставрированы. Фото: из газетных материалов/ ЧЖАН ТЯНЬЧЖУ / ДЛЯ CHINA DAILY

За десятилетия работники привыкли к задержкам и к тому, что практически ничего нельзя сделать сразу. Для этой кропотливой работы нужно иметь недюжинное терпение.

Лань Дэшэн подходит к своей работе с энтузиазмом и азартом. Он установил стол для специальных операций в карьере №1. На него кладут наборы инструментов для реставрации, включая лупы, щетки и хирургические ножи.

Как и у его жены, офтальмолога в больнице Сианя, у Лань Дэшэна есть специальный набор инструментов, которые он использует для очистки и реставрации фигур. После обучения в Германии скульптор стал использовать в своей работе даже хирургические скальпели.

«Они очень острые и полезны при проведении реставрационных работ», – рассказывает ученый. Тем не менее во время разговора он случайно согнул один из ножей.

У Лань Дэшэна также есть традиционные инструменты, которыми он часто пользуется. Около 10 лет назад археолог попросил плотника из соседней деревни сделать для него деревянные колья. Напри- мер, ученые их используют, чтобы положить на них верхнюю часть туловища реставрируемой статуи, а затем аккуратно соединить с нижней частью.

«Некоторые исследователи предлагали мне использовать для этих целей новые стальные колья. Но я пока предпочитаю использовать деревянные изделия, ведь они проще и удобнее», – поясняет Лань Дэшэн.

Ученый часто представляет себя доктором, ставящим диагнозы воинам эпохи династии Цинь (221-206 до н. э.). «В мире есть много разных врачей, но лишь немногие из них могли диагностировать и лечить воинов династии Цинь, живших более 2000 лет назад».

Ма Юй 48 лет. Он консерватор-реставратор, проработавший в этой области уже 28 лет. Этот специалист считается пионером в восстановлении различных видов терракотовых фигур в ходе раскопок.

Он приобрел опыт, работая возле Музея мавзолея императора Цинь Шихуана. Во время исследований и реставрации фигур акробатов, найденных в 1999 году, МаЮй использовал современные методы для регистрации и изучения обнаруженных артефактов.

В 1996 году он прошел двухгодичный курс обучения в Сиане, спонсором которого выступило итальянское правительство, где обучение проводили академики и исследователи из Рима.

Реставратор хорошо помнит случай, произошедший в то время. Студент случайно пнул в классе глиняный осколок, из-за чего учитель очень рассердился. С тех пор Ма Юй уделяет особое внимание культурным ценностям, поскольку его педагоги всегда относились к ним с огромным уважением.

«Обучение сильно повлияло на меня, я стал лучше понимать цену каждой находки. Я также хочу сделать свой вклад в археологию, чтобы оставить уникальные находки будущим поколениям, – рассказывает Ма Юй. – Я надеюсь, что в будущем, когда появятся более передовые технологии или новые методы реставрации, благодаря которым консерваторы-реставраторы еще лучше смогут восстановить артефакты, чтобы вернуть им первоначальное состояние лучше, чем это доступно нам».

Синь Вэнь, Цзянь Мин

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество