Мастерские Лу Баня предлагают широкие возможности профессиональной подготовки [газетная статья].
Выходец из Эфиопии Хандисо Селаму Ишихак в прошлом году провел большую часть времени в китайской лаборатории, оттачивая свои навыки работы с промышленными роботами. Он знает, что на него возлагаются большие надежды, ведь молодой человек должен передать свой опыт на родине.
В 2019 году он поступил в Тяньцзиньский профессионально-технический педагогический университет для обучения интеллектуальному производству и автоматизации в рамках программ, запущенных Китаем, чтобы помочь африканским странам повысить квалификацию рабочей силы. Желание молодого человека применить полученные знания на практике возросло после того, как в 2021 году университет организовал мастерскую Лу Баня в Эфиопии.
Мастерские создаются в рамках программ профессиональной подготовки, предлагаемых китайскими профессионально-техническими училищами в целях обмена опытом. В последние годы мастерские, названные в честь древнекитайского плотника Лу Баня, набрали популярность и стали играть ключевую роль в усилиях Пекина по продвижению международного сотрудничества в сфере профессионального образования. Лю Бинь, президент Союза по развитию мастерских Лу Баня, заявил, что важнейшим фактором успеха программ профессионального обучения является то, что они направлены на удовлетворение растущего спроса на квалифицированную местную рабочую силу по мере того, как китайский бизнес и продукция выходят на мировой рынок.
В общей сложности было создано 27 мастерских в 25 странах, большинство из которых являются развивающимися. Программы предусматривают обучение профессиональным навыкам, адаптированное к требованиям принимающих стран. Другим важным фактором, обеспечивающим популярность мастерских, является углубление сотрудничества между Китаем и странами, участвующими в инициативе «Один пояс – один путь».
«Расширение инициативы «Один пояс – один путь» привело к возникновению потребности в создании мастерских Лу Баня, что, в свою очередь, придало импульс развитию инициативы», – отметил Лю Бинь.
Большинство мастерских находятся в профессионально-технических училищах принимающих стран и обычно создаются благодаря партнерству между китайскими и местными училищами. Китайские учебные заведения делятся своим оборудованием, методами обучения и материалами, а также проводят подготовку для учителей. Первую мастерскую Лу Баня за пределами КНР открыли в Таиланде в 2016 году. На сегодняшний день по всему свету функционирует 27 подобных мастерских, в которых учатся более 6100 студентов. Во временных программах принимают участие около 31 500 учащихся. По словам Лю Биня, мастерские также подготовили более 4000 учителей из принимающих стран.
Мастерские Лу Баня, созданные по инициативе профессионально-технических училищ Тяньцзиня, в последние годы стали развиваться все более быстрыми темпами после того как председатель КНР Си Цзиньпин обнародовал планы по расширению такого сотрудничества с развивающимися странами.
На прошедшем в 2018 году в Пекине Форуме по китайско-африканскому сотрудничеству глава государства объявил о создании 10 мастерских Лу Баня в африканских странах для профессиональной подготовки молодежи. В сентябре 2021 года он заявил, что Китай создаст 10 таких мастерских в странах – членах Шанхайской организации сотрудничества.
На саммите Китай – Центральная Азия, прошедшем в городе Сиань в мае, провинция Шэньси, Си Цзиньпин заявил, что Пекин продолжит создавать мастерские Лу Баня в Центральной Азии и помогать развитию талантов в этом регионе. В октябре в Казахстане будет создана вторая в этом регионе после Таджикистана мастерская Лу Баня.
В соответствии с договором, подписанным в мае между Тяньцзиньским профессиональным университетом и Восточно-Казахстанским техническим университетом, обе организации будут работать над открытием мастерской Лу Баня в октябре. Стороны начали сотрудничество в закупках оборудования, строительстве объектов и обучении преподавательского состава. По словам заместителя руководителя отдела по вопросам международных обменов Тяньцзиньского профессионального университета Мэн Чжэна, в казахстанской мастерской будет сделан упор на обучение местных студентов использованию транспортных средств, работающих на новых источниках энергии.
«Мы стремимся использовать сильные стороны Китая и подготовку кадров в этих областях, чтобы восполнить их нехватку в Казахстане», – заявил Мэн Чжэн.
Сюй Вэй, Ян Чэн