В СПЕКТАКЛЕ ЕРМЕКА ТУРСУНОВА «ЖИЛИ-БЫЛИ» НА СЦЕНЕ ЛЕРМОНТОВСКОГО ТЕАТРА МНОГО ПРОСТЫХ, ЗАБАВНЫХ И ПОРОЙ НЕЛЕПЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ПРИ ЭТОМ МНОГИЕ ЗРИТЕЛИ МОГУТ УЗНАТЬ В НИХ СЕБЯ. СПЕКТАКЛЬ ОСТАВЛЯЕТ ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ПРИЯТНОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ. АКТЕРАМ, СЫГРАВШИМ В ЭТОЙ ПОСТАНОВКЕ, ПРИШЛОСЬ НЕМАЛО ПОРАБОТАТЬ НАД СОБОЙ. ВЕДЬ ПРЕЖДЕ ОНИ НИКОГДА НЕ ЖИЛИ В АУЛАХ И НЕ ЧУВСТВОВАЛИ ТОЙ ЖИВОЙ АТМОСФЕРЫ. [газетная статья]
Но им удалось раскрыть характеры героев и подарить зрителям истинные ощущения вкуса и колорита настоящего аула. В числе тех, кто перевоплощался в сельских жителей, была актриса Ирина Кельблер.
– Ирина, скажите, как вы вживались в свою роль?
– С героиней по имени Света у меня не сразу сложились отношения. Я, к сожалению, вообще не знаю сельскую жизнь. Долго примерялась к этой роли. Иногда бывает так, что схватишь «зерно», и все, оно прорастает к концу репетиции. Здесь же для меня было сложно ухватить то самое «зерно» сельской девушки, простой и самобытной. Вроде бы мы всех их знаем: это персонажи, которые так или иначе были нам знакомы с детства. Но нужно передать характер, ту свободу – без городских ужимок. Поэтому мне пришлось над этим поработать, начиная от внешнего образа и переходя к внутреннему.
Я немного изменила внешность, чтобы поймать тот характер. Мы даже всей актерской группой специально ездили в аул посмотреть, как ведут в себя кухарки, доярки. Как они общаются с другими людьми, с животными. В конце концов, как они жарят мясо. Это какаято своя деревенская культура. Поэтому здесь, в этой небольшой роли, мне пришлось изменить себя полностью, начиная с голоса и заканчивая походкой. Для меня это была очень интересная работа.
– Что для вас было самым сложным в новом спектакле?
– У нас есть сцена, которая условно называется «Зита и Гита», где мы выходим с Биязнуль (актриса Камилла Ермекова). В этой сцене я начинаю «олюблять» корову перед дойкой. Самое сложное – чисто технически сделать так, чтобы зритель поверил и увидел, что на их глазах из простой деревяшки на сцене появляется настоящая живая корова. При этом постараться, чтобы все выглядело очень легко и непринужденно и не упустить важные технические моменты. Готовясь к сцене, каждый раз в голове прокручиваешь, что и за чем идет в процессе дойки. Сложность в том, что нужно было воспроизвести все это волшебство с помощью рук на сцене.
– Какова ваша героиня по характеру?
– Светка – открытая, бойкая, деревенская женщина. Она «на ходу и коня остановит, и в горящую избу войдет». Главное ее качество – неподдельная доброта, простота. Если любить, то наотмашь, если танцевать, то до упада, если плакать, так навзрыд, готовить, так на весь аул!
– Чем поучительна для зрителя история, рассказанная в постановке?
– Я бы не сказала, что это поучительный спектакль. Скорее это ностальгии души. Даже не о том, что нельзя забывать свои корни. Кто-то в этом спектакле вспомнит свое детство. Кто-то просто насладится историей. Наверное, здесь самая главная цель – сказать о том, что надо любить простые вещи, наслаждаться жизнью.
Чему мы научим? Жили люди сто лет назад, у них были свои радости, сейчас так же. В современном мире многие говорят, что мы забыли ценность жизни, бежим за гаджетами и так далее. Но это радость нашего поколения. И духовность, открытость взаимоотношений не должны никогда уходить. Также как человечность и простота. И здесь все показано именно через аул, потому что он более открытый, эмоциональный, доверчивый. Как говорится у нас в актерской сфере, это люди без второго плана.
– Этот спектакль как-то повлиял на вас?
– Вся команда, которая работала над спектаклем, немного изменилась духовно. Мы знаем друг друга уже не первый год. Но благодаря спектаклю стали еще теплее относиться друг к другу. Наверное, это самое главное, что произошло с нами. Нам хотелось передать, что мы как будто обнимаем зрителя со сцены.
Гулима ТАДЖИБАЕВА