В нашем «королевстве кривых зеркал», как во всякой классической сказке для взрослых, – чем дальше, тем страшнее. И – дороже.
Я НЕ НАГНЕТАЮ. Я ПРОСТО СМОТРЮ НА ВЕЩИ ХОЛОДНЫМИ ГЛАЗАМИ И ПЫТАЮСЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ПОСУДИТЕ САМИ. КТО В ЭТОЙ СТРАНЕ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ? Я НЕ О ГЛОБАЛЬНЫХ, А О БУДНИЧНЫХ, ЕЖЕДНЕВНЫХ. НЕСМЕТНЫЕ ПОЛЧИЩА ЧИНОВНИКОВ, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ КОТОРЫХ НИКОГДА НЕ СТАНЕТ ПОЛИТИКАМИ. [газетная статья]
НЕЛЬЗЯ РАЗБУДИТЬ ТОГО, КТО ПРИТВОРЯЕТСЯ СПЯЩИМ В Казахстане, и это мое мнение, культура на грани полного развала. Давайте уж признаемся честно. Остатки ее держатся на фанатиках и энтузиастах. Что касается государства, то я считаю, оно не обращает на это внимание, особенно последние год-два.
Подозреваю, что окончательно добить культуру выпало Актоты Раимкуловой, нынешнему министру культуры и спорта страны. Не могу сказать, что до нее у нас в культуре все выглядело блестяще, но именно она возглавляет сегодня «похоронную бригаду». И нужно признать, что с функциями похоронщика отечественной культуры Актоты Рахметуллаевна неплохо справляется. А чтобы не быть голословным, давайте на фактах.
Раимкулова была назначена на должность министра 17 июня 2019 года. Чем запомнились эти почти два года пребывания Актоты Рахметуллаевны на столь высокой должности?
Я не знаю другого такого министра, чей путь сопровождался бы таким количеством скандалов, другого такого руководителя, который за столь короткий срок нанес бы такой разрушительный удар по кинематографу страны. Я не знаю другого такого министра, который бы столь изощренно и безнаказанно занимался разного рода интригами и имитацией.
Я много выступал на тему культурной политики государства и беседовал с людьми, принимающими решения в высоких кабинетах, но никто не отреагировал на мои высказывания. К президенту меня не пустили, хотя в своих доводах я готов был привести множество аргументов, говорящих о вопиющих нарушениях с цифрами и экономическими выкладками.
В Нацсовете общественного доверия я пытался озвучить проблемы. Услышали все, кроме тех, кого это непосредственно касается. Другими словами, наше «слышащее» государство слышит весьма выборочно. Вот уж воистину «невозможно разбудить того, который притворяется, что спит». Наконец, совсем недавно мне попался в руки еще один документ, подтверждающий обоснованность моих высказываний. Не только в кино происходит кадровая чехарда. Всюду конфликты, развал, самоуправство и произвол.
ПОЛЕ СВЕДЕНИЯ СЧЕТОВ
Почитайте, это из письма бывших работников министерства: «С 1 января по 25 августа 2020 года Министерство культуры покинуло 18 сотрудников. Многих из них буквально заставили написать заявление. Из них только из руководящего состава покинуло министерство семь человек: вице-министр Рамазанов Е., Ахметжанов С. – заместитель директора департамента, Ильяс А. – руководитель управления, Жуаспаева Г.– заместитель председателя комитета индустрии туризма, Мельдешов Г. – председатель комитета по развитию языков, Калиева А. – руководитель управления КДСФК, Рамазанова К. – руководитель управления КДСФК. Уходят и административные госслужащие: Балхашбай А. – эксперт, Кузербаев А. – главный эксперт, Кадримбетова Н. – главный эксперт, Бакыткерей Н. – эксперт, Билял М. – эксперт КИТ, Абдуалиев Н. – главный эксперт КИТ, Кадыров Р. – эксперт КИТ, Нургалиев Е. – главный эксперт КДСФК, Елемес А. – главный эксперт КДСФК, Тилеуханов А. – главный КДСФК, Азанбаева Г. – главный эксперт комитета языковой политики и др. Всего 11 человек. Кадровый отток продолжается».
В подведомственных министерству организациях картина такая же. «За период с июня 2019 года по настоящее время с должностей первых руководителей подведомственных организаций и их заместителей уволили 41 штатную единицу. Это: Мейрамхатулы Е., Несипбаев А., Асанова Ж., Багдат Э., Болдыкова Ж., Тажибаев Е., Мунасипов Т., Токмагамбетов Е., Ешмуханов М., Маемиров А., Буенбаева Г., Сакен Д., Бакытова Л., Дакенов Е., Садуов А., Болатханов Б., Каратаев Т., Майгазиев С., Асенов А., Токтахунов Р., Каражанов К., Тойбаев Т., Абдыкальжов С., Эубэкир Ж., Козейбаев С., Жоламанов А. , Жыргаланова Н.».
Замечу, что это все не рядовые сотрудники, а руководители. Неужели все они одномоментно потеряли свою квалификацию? Вряд ли. Дело в другом. Никто не хочет работать с Раимкуловой. Не хочет и не может. Поскольку у нее существует фобия: все, кто в свое время был назначен ее предшественником А. Мухамедиулы, автоматически зачисляются в список личных врагов.
В любом случае вывод из всего этого напрашивается простой. В Министерстве культуры – бардак, а боссы, отвечающие у нас за культуру и идеологию, или не видят этих вещей, или же делают вид, что не замечают. А может, их даже устраивает такое состояние дел. Может, им выгодно, чтобы отечественная культура превратилась в поле сведения счетов.
Что касается кинематографа, то тут уже и уголовные дела заводились на главных действующих лиц киноотрасли, и «Казахфильм» горел синим пламенем, и аксакалы обращались к президенту с гневным письмом и требованием разобраться… Ничего не происходит. На министре это никак не отразилось.
На днях произошел очередной скандал, уже с увольнением директора ГАТОБ А. Калиевой. Человека просто взяли и вышвырнули на улицу, прислав приказ по почте. Никаких объяснений, никаких разговоров. Полагаю, так даже с врагами не поступают. На возмущение коллектива никто внимания не обращает. Силовым методом привели нового назначенца и посадили в кресло.
Наконец, намедни арестовали вице-министра культуры и спорта Сакена Мусайбекова, подозреваемого в коррупции...
Половины этих фактов достаточно, чтобы отправить главу ведомства в отставку. Причем несколько раз. Но этого не происходит.
ЗАМУТНЕННЫМ ВЗГЛЯДОМ
Между тем ложь, как в большом, так и малом, становится повседневной практикой в нашей действительности. Недавно талантливая молодая кинематографистка Жаннат Алшанова получила в Локарно приз «Серебряный леопард». Тут же СМИ распространили радостный отзыв Минкульта. Естественно, он написан не самым изящным слогом, как и любая казенная поздравлялка, но суть не в этом.
Выступая в прошлом году на заседании НСОД, я говорил, что «неограниченная власть в руках ограниченных людей часто приводит к тяжелым последствиям». Я говорил, что Минкультуры занимается по большей части приписками и дешевым пиаром. Что стоит кому-либо из наших засветиться на международном уровне (Димаш, Данеля и иже с ними), как тут же представители профильного министерства пристраиваются к их личным успехам, преподнося это дело так, будто они самолично вырастили талант у себя на балконе.
Никто до этого про Жаннат Алшанову в Минкульте не слышал. Но стоило ей получить приз в Локарно, как тут же министерские работники побежали наперегонки ее славить. И якобы даже сама министр лично ей позвонила и поздравила со столь значительным достижением.
Естественно, никому Раимкулова не звонила и не поздравляла. Более того, я уверен, о существовании Ж. Алшановой она и знать не знает. Вы спросите, откуда это знаю я? Дело в том, что Жаннат начинала у меня, азы профессии постигала в моей киногруппе. У нас в коллективе ее хорошо знают и любят. Она, можно сказать, делала первые шаги в большом кино и росла на моих глазах. Жаннат не раз выезжала с моей съемочной группой и пахала со всеми на площадке. Словом, настырно и поступательно пыталась чего-то достичь. Наконец добилась. Самостоятельно. И тут – на тебе. Сама министр со всем своим министерством, оказывается, ей помогала, а теперь шлет пламенный привет. Такие приемы давно превратились в дурно пахнущую традицию – приписывать себе чужие успехи.
Честно говоря, мне не хочется больше участвовать в тараканьих бегах и копаться в этом… недоразумении. Есть ведь и другая жизнь. Я лишь хочу сказать, что министр культуры априори не может быть некультурным человеком. Это нонсенс.
Я говорю о главном. О заинтересованности в деле, которому служишь. Ничего подобного у Раимкуловой нет. В писательских кругах ее не воспринимают. В театральных недоумевают, но терпят. Художники, музейные работники, спортсмены и библиотекари высказываются о ней так же. По сути, своим присутствием в правительстве она дискредитирует само правительство.
Так что же или, вернее, кто ее держит? Я полагаю – инерция. Больше никто и ничто. Не то чтобы коней на переправе не меняют. Просто некоторые ответственные бонзы предпочитают не замечать очевидные вещи. А ответственность предполагает мужество. С этим делом у нас во власти страшный дефицит. Никто не может решиться и назвать вещи своими именами.
А я еще раз хочу сказать. Культура – это не правительственные концерты. И не бодрые отчеты министерства о проделанной работе на селе. И даже не призы на различных международных конкурсах, пусть это и приятно.
Культура любого государства видна отчетливо и сразу. Она начинается с аэропорта и сопровождает человека повсюду. Она присутствует везде и во всем. Во внешнем облике городов и сел, в состоянии медицины и образования, в состоянии экологии и экономики она незримо присутствует даже в диалоге с дорожным инспектором...
В нашем случае я ее не вижу. Вернее, я вижу ее полное отсутствие. Потому что культурой доверено заниматься совершенно случайным людям, не понимающим сам предмет, который они призваны развивать и культивировать.
Исходя из всего этого, я расцениваю дальнейшее пребывание Раимкуловой А.Р. в кресле человека, отвечающего в этой стране за самый главный участок – за культуру! – преступлением по отношению к отечественной культуре. Я считаю, что те, кто мирится с таким положением вещей и бездействуют, напрямую в нем участвуют. Ею доверено управлять персоналиям, имеющим вполне осязаемые интересы и, очевидно, антигосударственные цели. Во всем этом я в достаточной степени убедился.
ОТ РЕДАКЦИИ
Публикуя мнение одного из знаковых деятелей казахстанского искусства, режиссера, писателя Ермека Турсунова, известного своей честной и бескомпромиссной позицией по поводу социокультурных процессов, происходящих в нашей стране, мы очень надеемся, что по проблемам, о которых он говорит, выскажутся и другие деятели нашей культуры, литературы, кино, которым мы особо предоставим такую возможность.
И конечно же, нам интересно было бы узнать мнение министра культуры и спорта РК Раимкуловой Актоты Рахматуллаевны о том, что сегодня происходит с отечественной культурой.
Ермек ТУРСУНОВ, режиссер