Памятники культуры, которые мы теряем.
Ранее мы говорили о негативном влиянии массового туризма на природные памятники, превращенные в «достопримечательности» и утратившие свою первозданную суть. Это опасно и губительно для Казахстана с особенностями его географии. Однако не менее разрушительна тотальная распродажа, штучная и в мелкую розницу. Воздействует она и на памятники культуры. [газетная статья]
ВЕЛИКАЯ ПРОФАНАЦИЯ
Парадоксально, но новые технологии передвижения и всепроникающий сервис, то, на чем, собственно, и зиждется массовый коммерческий туризм XXI века, давно уже перестали работать на сближение человечества с высшими ценностями цивилизации и превратились в своеобразные глухие стены, намертво отделившие нас от всего того, что созидалось вневременными гениями для тихого созерцания, немого восхищения, неспешного диалога с вечностью и в конечном итоге возвышения зрителя над самим собой.
Прекрасным нельзя любоваться в нескончаемом потоке, где тебя нетерпеливо подталкивают сзади, а перед тобой бесцеремонно становятся гордые субъекты со смартфонами в оттопыренных пальцах. Однако мало кого в толпе современных путешественников смущает собственное участие в этой заведомой профанации «общения с великим». Да и не для того выстаивают они немыслимые очереди в Лувр или Эрмитаж, чтобы побыть наедине с Венерой Милосской или в неспешном диалоге с Рембрандтом проникнуться истинным величием раскаяния возвернувшегося библейского «Блудного сына».
Символ современного туриста – палка для селфи, главное устремление – пробиться к очередному фону через чащу таких же устремленных, а конечная цель – набить себе в конечном итоге цену в виртуальном пространстве, поднять свой рейтинг среди прочих пользователей. Как же – вот он: я и пирамиды, я и римский форум, я и Тадж-Махал.
Наблюдая за целеустремленными толпами туристов-галочников, азартно толкающихся локтями в своей неуемной жажде приобщиться к ценностям всемирного наследия, можно уверенно констатировать: основная часть тех, кто соотносит себя с «прямым познанием мира», имеет к этому заповеданному познанию весьма опосредованное отношение. А вернее, имеет лишь иллюзию. И эта глобальная пыль в глаза себе и окружающим вполне себе всех удовлетворяет.
Мы и не заметили, как произошла эта лукавая подмена.
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ ДЕКОРАЦИЯ?
Но медаль «За достижения в массовом туризме» имеет и оборотную сторону. Перевод достижений человеческой культуры в разряд туристических аттракционов привел к пересмотру значений и смысла наследия человечества по всему миру.
Вам памятник надо? Он есть у меня! Азартное строительство «исторических объектов», развернувшееся в разных странах на гребне массового туризма, пленяет воображение своим размахом. В Китае то и дело появляются «старые храмы» и новые участки «древней Великой стены» – в тех местах, где давно и руин-то никаких не оставалось. То же происходит и по всему прочему миру: в России, где восстанавливают крепость Старой Ладоги, или в Узбекистане, где реставрировали грандиозные развалины Биби-ханым, на острове Пасхи, где подправили статус-кво поверженных великанов моаи.
И хотя часто такие трансформации приводят к полной утрате исторической ауры древних памятников, а о корректности многих современных «реставраций» и говорить не приходится (нам достаточно взглянуть на то, что сделано в Алматы с памятниками Верного и АлмаАты), такие аргументы более не рассматриваются. Современный турист не любит развалин. Ему важна не историческая правда, а фон. И по большому счету ему все равно, если фоном будет обыкновенная декорация, не содержащая ни одного древнего камня. Ведь главный движитель его движения по миру, напомню, он сам.
УДИВИТЕЛЬНОЕ – РЯДОМ?
Действительно, многочисленные примеры «заточки» исторических памятников под массового туриста (паломника) у нас перед глазами. Знаменитый мавзолей Айша-биби близ Тараза, дошедший за два с лишним тысячелетия в виде живописных руин, отныне сильно напоминает новенький макет в каком-нибудь Диснейленде.
В советские времена мавзолей долго не решались восстанавливать, заключив для сохранности под стеклянный саркофаг. Так было, пока в недавнем времени за него не взялись современные власти и не воссоздали все так, как… посчитали нужным. В советские времена было много сомнений по поводу корректности реконструкции стоящего рядом мавзолея Бабаджи-хатун. Про Айшу-биби я таких обсуждений и не припомню. Потому очень удивился, завернув по традиции к его развалинам во время очередной поездки. Он теперь новенький, с иголочки! Как современный мазар какого-нибудь олигарха на родовом кладбище.
И хотя споры о корректности подобной реставрации не умолкают – они не громкие. А для массового потребителя вид стопроцентно отреставрированного объекта может быть куда привлекательнее, нежели исторические руины. Ведь, как известно, коли только речь заходит о сфере экономики (а о чем еще?), то действует железный принцип: покупатель всегда прав…
Андрей МИХАЙЛОВ