Примерное время чтения: 8 минут
18

Первые гастроли Высоцкого  

Казахстанский город Кентау хранит память легендарных концертов.

В этом году исполняется 55 лет с начала гастрольной деятельности Владимира Высоцкого. Для поклонников его творчества, проживающих в Казахстане, эта дата знаменательна вдвойне, ведь начинался этот гастрольный путь именно в Казахстане.

У Владимира Высоцкого к середине 1970 года сложилась очень сложная ситуация на личном, профессиональном и, естественно, материальном фронтах. Фильмы размонтировали на этапе премьеры или снимали с проката. В печати началась масштабная травля. В театре его дальнейшая работа была под вопросом. С Мариной Влади произошёл разрыв, но и связывать свою судьбу с актрисой театра на Таганке – Татьяной Иваненко, от которой у него была внебрачная дочь, Высоцкий не хотел.

И вот тут на горизонте популярного театрального артиста и исполнителя, как некая волшебная палочка, спустя шесть лет вновь появляется его «первооткрыватель» миру – Виталий Иванович Войтенко. Но перед ним был уже другой Высоцкий, а не тот двадцатипятилетний безработный молодой паренёк, которому можно было платить копейки. В нём кардинально изменилось всё, даже внешние данные, но особенно голос и манера себя держать. Существует рассказ Галины Дорожковой, сестры актрисы – Людмилы Васильевны Марченко, бывшей одно время супругой администратора Высоцкого: «Как-то к Войтенко пришёл Высоцкий, попросился в концертную поездку по Сибири. Виталий сначала усмехнулся: «Э-э, милый! Кто же сейчас не поёт и не играет на гитаре! Разве этим удивишь?». Но Высоцкий запел, и Войтенко вскочил с места, изменился в лице: «Пожалуйста, спой ещё!». В итоге Володя вместе с Людмилой отправились в большой, как бы сейчас сказали, гастрольный тур по городам. Вот тогда-то Высоцкого и узнала страна. В благодарность Володя, получив первый гонорар, подарил Люде телевизор».

Неточностей здесь, конечно, много, но так как импресарио Высоцкого работал по Казахстану и Сибири, у Владимира он больше ассоциировался, видимо, с Сибирью, а куда ехать, по факту было не принципиально. Телевизор стоил несколько месячных зарплат, но, с другой стороны, зная характер Высоцкого и примерный гонорар, он мог бы сделать широкий жест в 500 рублей в качестве благодарности. Сам Войтенко к материальным подаркам был равнодушен, учитывая кочевой характер своей профессиональной деятельности.

Первооткрыватель Высоцкого

Войтенко прекрасно был знаком с песнями Высоцкого. Но песни эти слушал только на бобинных магнитофонах в очень плохом качестве. Харизма исполнения могла поразить его более сильно, чем поэтическая ценность самих песен. Ещё до их первого совместного «чёса» в 1964 году администратор успел отсидеть по своей профильной статье по делу «якутского бюро филармонии», и встречаться очередной раз с советской Фемидой желания явно не испытывал. Однако и соблазн от маячивших барышей был огромен. Для минимизации рисков решено было задействовать прежние, самые надёжные казахстанские связи. Эти связи были многолетними и обкатанными, так как Войтенко возил разнообразные творческие коллективы по давно проверенным маршрутам.

Концертный тур (гастрольный тур или турне) – серия концертов артиста или группы артистов, проходящая в разных городах, странах или локациях. Серия сольных массовых выступлений в разных городах то, чего у Высоцкого до Казахстана ещё никогда не было. Гастроли давали сразу две взаимодополняющие возможности: широкий охват аудитории и хорошие заработки.

Войтенко имел московскую прописку, но о его казахстанских профессиональных корнях в беседе с Марком Цыбульским вспоминает Юрий Горный, гипнотизёр и менталист: «Это было ещё в начале 1950-х, где Витя Войтенко начинал работать у гипнотизёра и чтеца Ильи Цейтлина. В Якутии накрыли и посадили всю группу. И. Цейтлина выпустили первым, и он поехал в Целиноград. Когда администраторов выпустили, они поехали к нему, но Илюша периодически запивал, так что они остались без работы, и каждый начал пристраиваться сам по себе. Бендерский попал к Марку Бернесу, Лёня Григорьев стал работать с лилипутами. А Витя Войтенко работал со всеми, обычно он привозил знаменитостей из Москвы».

По следам выступлений

Мест связанных с биографией Владимира Высоцкого, с каждым десятилетием становится всё меньше, и Казахстан не является исключением. Но сохранилось ли самое памятное казахстанское место, связанное с творчеством легендарного барда? Да, сохранилось, хоть и в перестроенном до неузнавания виде. Это здание бывшего лектория в городе Кентау, ныне ресторан «Атамекен», где легендарный бард дал два своих дневных концерта.

Таким или примерно  выглядел центр города в 1970-м, когда его посетил в рамках своих первых масштабных гастролей Владимир Высоцкий. На площади Дружбы, справа на фото, расположено здание лектория, где и проходили концерты, слева – одноимённый кинотеатр «Дружба», в кассе которого продавались входные билеты на выступления Высоцкого. Тогда Кентау был молодой, быстро растущий промышленный моногород горняков с населением в 60 тыс. человек, получивший городской статус сравнительно недавно, в 1955 году.

Площадь Дружбы в г. Кентау, 1970-е годы. Лекторий в Кентау год сдачи в эксплуатацию 1957 г. и современное состояние – ресторан «Атамекен», 2020-е. 

В Чимкенте и Чимкентской области артист давал свои концерты три дня – с 28 по 31 августа, последние дни своего трудового отпуска. И хотя в отпуске он находился с 17 июля, попытки заработать на выступлениях в Армении и нелегальных записях песен на Украине, в Донецке, оказались, мягко говоря, безуспешными. 28-е число приходилось в тот год на пятницу. В Чимкенте вечером предполагалось дать один концерт, а вот день был абсолютно свободен. И когда чья-то сильная рука смогла выбить спецрейс авиабортом малой гражданской авиации, который мог доставить только солиста вне расписания самолётов в г. Кентау, все решили рискнуть, и получилось! Лекторий, рассчитанный на 500 зрителей, стал первым местом, с которого начался большой гастрольный путь Владимира Высоцкого по городам Советского Союза и уже не прекращался до конца его жизни.

Однако не менее любопытными являются и другие факты, на которые ранее никто не обращал внимания. Высоцкий не мог частным порядком дать свои первые в жизни 14 летних концертов. Он был оформлен как лектор от литературного общества «Знание», которые существовали тогда в каждом городе. Члены этого общества на свои взносы скидывались и приглашали лекторов послушать интересные лекции на любые темы.

Музыкальные лекции

Высоцкий по утверждённой программе «читал лекции» на тему «Поэзия и музыка в театре и кино», а в качестве диапазитивов выступали стихи и песни. Причём артисту было всё равно, сколько человек присутствует на сцене, 20 или 2000, он получал сдельно, за количество «лекций». Кентау был лишь банальным способом увеличить свой заработок на 300 рублей за счёт двух дополнительных концертов каждому из гастролёров. Усмешкой судьбы стало то, что Владимир Высоцкий, киноактёр, поэт и певец, начал свой творческий путь на сцену официально в качестве лектора именно в лектории.

Третий примечательный факт в этом здании произошёл уже 28 сентября, спустя ровно месяц, когда администратор Войтенко по свежим впечатлениям привёз очередную бригаду. «Кентауская правда» от 26 сентября анонсировала выступления в лектории на 28 и 29 число сборной концертной бригады в 17 и 20 часов. Бригада состояла из малознакомых лиц второго плана, снявшихся в малоизвестных фильмах. Если бы не промелькнувшие имя и фамилия его супруги Людмилы Марченко, понять, кто были эти артисты, было бы сложно. Творческие отчёты перед зрителями сопровождались разыгранными сценками, воспоминаниями, стихами, песнями. Среди выступающих указана некая Эмилия Кроль, «которая исполнит песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой». Известно, что Владимир Семёнович не только не приветствовал, чтобы другие исполнители, брали в свой репертуар его песни, но и напрямую запрещал это делать. Главный аргумент: «они делают это лучше, более профессионально, но по-другому». Пропадает доверительная атмосфера. Искажается первоначальное впечатление от задуманного содержания.

Рискнём предположить, что это мог быть романс при свечах из фильма «Опасные гастроли». Возможно, цыганская песня «Камнем грусть висит на мне», которая исполнялась в этом фильме дуэтом цыган без участия Владимира Высоцкого, или шансонетка о Нарциссе. Песня должна была быть официально утверждённая, узнаваема и не ассоциироваться с неподражаемой голосовой манерой артиста. Тем не менее какие бы песни ни исполнялись, они были согласованы с самим автором. Таким образом, опираясь на заметку в провинциальной газете, можно утверждать, что первое женское исполнение песен Высоцкого в СССР состоялось на кентауской сцене лектория в сентябре 1970 года.

В память о выступлении Высоцкого на здании ресторана «Атамекен» инициативной группой из Чимкента и Кентау 23 января 2018 года была торжественно открыта мемориальная доска, на сегодняшний день единственное общедоступное напоминание о пребывании Владимира Высоцкого в Казахстане.

Справка АиФ

Первые гастроли Владимира Высоцкого состоялись в 1970 году и включали города Кентау, Чимкент, Белые Воды, Усть-Каменогорск, Лениногорск и Зыряновск.

Сергей КУТУЗОВ

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых