Примерное время чтения: 3 минуты
253

Открытие сезона – открытие личности

Вадим Кравцов / из газетных материалов

АЛМАТИНСКИЙ КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. АУЭЗОВА ОТКРЫЛ СВОЙ 95-Й СЕЗОН. В ГОД 175-ЛЕТИЯ АБАЯ КУНАНБАЕВА В КГАДТ ПОДГОТОВЛЕНЫ ДВА ПРЕМЬЕРНЫХ СПЕКТАКЛЯ, ПОСВЯЩЕННЫХ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОГО ПОЭТА И ПРОСВЕТИТЕЛЯ: «АБАЙДЫҢ ЖУМБАГЫ» («ТАЙНА АБАЯ») РЕЖИССЕРА АРИДАШ ОСПАНБАЕВОЙ И «КАРА» («ЧЕРНЫЙ»), ПОСТАВЛЕННЫЙ ЖУЛДЫЗБЕКОМ ЖУМАНБАЕМ ПО МОТИВАМ «СЛОВ НАЗИДАНИЯ». [газетная статья]

15 октября, в день открытия театрального сезона, публика увидела спектакль «Тайны Абая». Это новая сценическая версия романа-эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая», созданная драматургом Мадиной Омаровой и актером театра им. Ауэзова Болатом Абдилмановым. Масштабная творческая личность, несмотря на широкую известность, всегда остается не до конца раскрытой. Абай не исключение.

– Пришло время обновить пьесу, некогда поставленную с советским идеологическим уклоном, – говорит Мадина Омарова. – Сегодня мы смотрим на деятельность и творчество Абая по-другому, изменились и запросы зрителей. Мы постарались создать экспресс-панораму жизни Абая, показать ее трагедию, охватив все ее значимые события. Абай был не только великим поэтом и мыслителем, но и общественным деятелем с четкой гражданской позицией.

В процессе работы над пьесой творческий коллектив КГАДТ использовал труды абаеведов, их открытия, сделанные за время независимости. Среди них – недавно обнаруженный «Кодекс для простых казахов», составленный Абаем.

-
- Фото: из газетных материалов/ Вадим Кравцов

– Это свод законов, состоящий из 74 пунктов, основанный на казахском праве, – продолжает Мадина Омарова. – Абай стремился соединить традиционное право с современными реалиями, сберечь национальное единство казахского народа. Новую сценическую версию мы писали вместе с замечательным актером Булатом Абдилмановым, много раз игравшим Абая в постановках разных режиссеров. Можно сказать, что он весь пропитан темой. Он знает Абая и чувствует его изнутри. Потом подключилась Аридаш Оспанбаева. Ей 25 лет, Булату Абдилманову – 60, я где-то посередине. Мы – представители трех поколений, которым обычно трудно достичь взаимопонимания. Но вместе мы работали очень плодотворно. Это был замечательный опыт.

Смелым шагом руководства театра стал выбор для знаковой постановки молодого многообещающего режиссера.

– В театре Ауэзова я работаю уже три года, еще со студенческих времен, – говорит режиссер-постановщик Аридаш Оспанбаева. – Неожиданно пришло предложение поставить «Тайну Абая». Конечно, это сложно и ответственно, но я рисковый человек. Подумала: а почему бы и нет? В нашем сценическом решении мы от молодого Абая переходим к мудрецу. В работе с постановочной группой и хореографом мы в целом придерживались минимализма. В спектакле присутствуют и символические вещи. Над сценой висит огромное наклонное зеркало. Может быть, это глаз божий или глаз Абая, который, вопрошая, смотрит на зрителей: «Взгляните в свою душу! Чиста ли она?». Мы стремились к тому, чтобы зрители сами додумывали, в чем тайна Абая.

Вадим КРАВЦОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых