Примерное время чтения: 3 минуты
118

От фоторемесла к искусству

Вадим Кравцов. / из газетных материалов

В АЛМАТИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИСКУССТВ ИМ. КАСТЕЕВА ПРОХОДИТ ФОТОВЫСТАВКА «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ», ПОДГОТОВЛЕННАЯ ИНСТИТУТОМ ЗАРУБЕЖНЫХ СВЯЗЕЙ ИЗ ШТУТГАРТА (ifa). ПОКАЗ ЭКСПОЗИЦИИ В АЛМАТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 30-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ ГЕРМАНИИ, ОРГАНИЗОВАН ГЁТЕ-ИНСТИТУТОМ В КАЗАХСТАНЕ. [газетная статья]

На выставке представлено творчество выдающихся немецких фотожурналистов Эриха Заломона (1886-1944) и Барбары Клемм (1939). «Сегодня обоих воспринимают как художников. Значимость их фотографий заключается не только в информационной ценности, но и в мастерски схваченных композициях, выявляющих политический, социальный и психологический подтекст изображаемых событий», – пишет об их творчестве искусствовед Андреас Рост.

Эрих Заломон претендует на славу первого папарацци в истории. Сын разорившегося банкира, решив зарабатывать фотосъемкой, впервые взял в руки камеру в 41-летнем возрасте. Заломон использовал необычные приемы скрытой съемки: прятал фотоаппарат в полых книгах, в гипсе якобы сломанной руки или в шляпекотелке, вырезав в ней отверстие для объектива. Правилом для него стало снимать там, где нельзя: на сессиях парламента, судебных заседаниях, во время политических переговоров. Заломон первым из своих коллег «очеловечил» политиков и других известных личностей.

Общеевропейскую известность Заломона иллюстрирует реплика премьер-министра Франции Аристида Бриана. «Необходимы три условия для проведения конференции Лиги Наций: несколько министров иностранных дел, стол и Эрих Заломон», – заявил он. На одном из его фото изображена фракция национал-социалистов во время сессии Рейхстага 30 октября 1930 года. От других депутатов их отличает только единая униформа – коричневые рубашки и галстуки с партийным значком.

Очень скоро, спасаясь от нацистов, Эриху Заломону пришлось переехать в Нидерланды. Это был катастрофический выбор. После оккупации страны Германией голландские евреи подлежали уничтожению. По данным Красного Креста, Эрих Заломон и его жена погибли в концлагере Освенцим в июле 1944 года. Их младший сын Дирк скончался там же.

Барбара Клемм активно работала в фотожурналистике полувеком позже Заломона. Развивая достижения предшественников, ей удалось выработать свой неповторимый стиль. Одна из ее многочисленных наград – премия Эриха Заломона от «Немецкого фотографического общества». Фото с банальным названием «Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и Генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хоннекер, 30-я годовщина основания ГДР, Берлин, 1979» обрело мировую известность благодаря граффити Дмитрия Врубеля 1990 года на берлинской стене. Российский художник воспользовался снимком Клемм, акцентировав внимание на страстном поцелуе коммунистических лидеров.

Однако Клемм главным своим достижением считает другое фото с участием Брежнева. Речь идет про снимок со встречи в Бонне с канцлером ФРГ Вилли Брандтом в 1973 году. «Это фото – центральное в моей жизни. В нем все работает идеально. От характеров политических лидеров до интерьера и композиции. Те переговоры Брежнева и Брандта положили начало движению Востока и Запада, запустив целую вереницу событий, которые в итоге привели к падению Берлинской стены».

Проект «Путешествие во времени» готовился при участии Барбары Клемм. Выставка в ГМИ продлится до 25 декабря.

Вадим КРАВЦОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых