МОЖЕТ БЫТЬ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЯВЛЯЮСЬ СЛИШКОМ БОЛЬШИМ ЗНАТОКОМ ЖИВОПИСИ, Я БЫЛ ПОРАЖЕН УВИДЕННЫМ НА ВЫСТАВКЕ КОРЕЙСКОГО ХУДОЖНИКА ПАК ДЭ СОНГА, ОТКРЫВШЕЙСЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РК [газетная статья].
Острые горные пики, водопад в капельном тумане, павлин, распустивший свой хвост на уступе скалы, сверлящая ярость в глазах двух быков за мгновение перед жестокой схваткой – в каждой картине был свой оголенный нерв, и ты его просто не можешь не чувствовать, настолько все было живым и красочным. Хотя почти все представленное здесь было написано только одним цветом – черным.
Одинок ли я был в своих ощущениях? Я поискал глазами человека, который мог бы разбираться в этом искусстве, и взгляд остановился на интеллигентного вида мужчине в сером костюме, очках, лет около 60. Он внимательно рассматривал и фотографировал на свой телефон картины, степенно переходя от одной к другой. Как позже оказалось, я не ошибся.
– Прошу прощения, – подошел я к нему, – как к вам можно обращаться? Вижу, вам интересна эта живопись?
– Можете просто Мухтар, – ответил он. – Сказать «интересно» – ничего не сказать. Потрясающе! Если у серого цвета пятьдесят оттенков, судя по одноименному фильму, то у черного, глядя на эти шедевры, никак не меньше пятиста.
– Честно сказать, первый раз вот так вот знакомлюсь с корейской живописью, – признаюсь я новому знакомому. – Это ведь все тушью написано?
– Верно, – ободрил меня Мухтар. – Все картины в современном стиле, который называется ыйген. Но отчетливо видны корни народного стиля чхэккори, который отличается от традиционных стилей европейской живописи тем, что в нем главную роль играют линии, а не мазки.
– Очень много красивых пейзажей, особенно гор, водопадов, – заметил я новому знакомому.
– Это давняя приверженность корейских художников философии, суть которой – умело сочетать красоту человека и природы, их гармонию. Причем, обратите внимание, все пейзажи имеют перспективу, они не плоские, как, например, в китайской живописной школе. Корейцы же передают красоту реальной, а не выдуманной природы. Это называется «истинный взгляд». А что касается гор и водопадов, то автор здесь следует традиционному стилю минхва. Такими картинами корейцы любят украшать свои дома, ведь горы, вода, луна для них символы долговечности.
О природе сказал и сам художник, выступивший на открытии персональной выставки. Пак Дэ Сонг отметил благородное очарование природы своей родины, которая питает своей животворной силой «пятитысячелетний дух корейского народа».
Я слушал художника, седого стройного человека, который говорил добрые слова о столице Казахстана, куда он приехал недавно, искренне благодарил сотрудников Корейского культурного центра посольства и нашего национального музея за организацию выставки. Слушал и видел, что у Пака Дэ Сонга не было одной руки. Но какой у него был талант! Про себя называю это законом компенсации. Природа, стремясь восполнить что-то утерянное человеком, вознаграждает его, например, абсолютным слухом или вкладывает ему в руку осененную кисточку.
Пак Дэ Сонг начал рисовать с пяти лет. За семь десятилетий своего творчества он достиг поистине уникального мастерства, получив кроме многочисленных призов, высокую оценку за вклад в модернизацию корейской ландшафтной живописи.
На его родине, в Корее, секрет его творчества объясняют тем, что Пак Дэ Сонг привержен непоколебимой самодисциплине, настойчивости в том, чтобы уделять рисованию 25 часов в сутки.
Взяв пример с моего нового знакомого Мухтара, я сфотографировал почти все картины корейского мастера. Однако в редакцию их не стал отправлять. Потому что фотографии не передают и толики того ощущения, которое возникает у тебя после непосредственного свидания с чудом.
Выставка Пака Дэ Сонга продлится в столице до 14 августа. Я обязательно наведаюсь туда еще раз.
Михаил ЧИРКОВ