Примерное время чтения: 4 минуты
145

О чем молчат илийские Будды

ПОКА ВОДОЕМЫ НЕ ПРОГРЕЛИСЬ ДО КОМФОРТНОЙ ДЛЯ КУПАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ, ЛЮБИТЕЛЯМ ПРИКЛЮЧЕНИЙ САМОЕ ВРЕМЯ ОСВОИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРШРУТ В УРОЧИЩЕ ТАМГАЛЫ-ТАС. [газетная статья]

Этот комплекс наскальных изображений на реке Или – памятник XVII века. В ЦентральнойАзии середина – конец XVII века – время расцвета Джунгарии как государства и буддизма в ней как государственной религии. В то время джунгары с особым рвением религиозных неофитов завоевывали новые земли и строили на них храмы, укрепления, создавали наскальные рисунки и надписи. Эпоха расцвета джунгарского великодержавия сопровождалась захватами территорий, но сами буддийские монахи называли постройку храмов и внедрение буддизма «посевом семян добрых дел и поливом их дождем учения Будды». Для казахов же это были смутные времена – Жаугершілік заманы.

После захвата Жетысу в 1650- х годах Чу-Илийские горы, верхнее и среднее течение Чу и Таласа, отроги Джунгарского, Илийского и Киргизского Алатау стали джунгарской территорией. А Цэван Рабтан хунтайджи – четвертый правитель государства после прихода к власти в 1697 году перенес свою ставку в верховья Или, рядом с бывшей столицей чагатайских ханов Алмалыком. Урга стала столицей Джунгарии. Западное Жетысу, как узел караванных дорог в Восточный и Западный Туркестан, Среднюю Азию, Сарыарку, оказалось пограничной зоной между казахами, киргизами, бухарцами и джунгарами.

Для защиты от казахов и киргизов джунгары создали развитую сеть пограничной караульной службы из разных типов воинских отрядов численностью от пары-тройки цириков (солдат) до нескольких тысяч, а для их базирования строили специальные укрепленные пункты – шиве. Они строились в узловых точках кочевых маршрутов – вдоль караванных путей, у переправ через реки – и могли выполнять функции караван-сараев, а также мест моления.

По утверждению историка Ирины Ерофеевой, в Западном Жетысу к началу XVIII века было построено по меньшей мере 19 шиве. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что сейчас на территории Жетысу встречаются остатки буддийских храмов – Сумбе, остатки пограничных крепостей – шиве, каменные пирамидки – обо. Большинство шиве полностью разрушено, и на поверхности видны лишь остатки фундамента, засыпанного глиной. Видимо, при изгнании джунгар казахи взятые шиве превращали в пыль, поэтому большинство из них не сохранилось.

А вот буддийские надписи и рисунки на камнях, так называемых тамгалытас, сохранились. В Джунгарском Алатау возле города Текели в Коринском ущелье на склоне горы высится камень-субурган высотой в три метра. На одной его стороне высечен рельеф буддийской ступы, которую держит в лапах мифическое животное, напоминающее льва. Вокруг протоптана дорожка, по которой сейчас буддисты обходят эту текелийскую стелу девять раз. Видимо, в XVII веке здесь также было буддийское святилище под открытым небом.

Второй тамгалытас – в Киргизии, на юге Иссык-Куля, в ущелье Тамга. Это огромный камень – осколок скалы, лежащий на берегу реки Тамга, с буддистской надписью «Ом мани падмехум» («Благословен Лотос – драгоценность жизни» или «Поклоняюсь Будде Шакьямуни»).

Ну и, наконец, общеизвестное урочище Тамгалы-Тас на правом берегу Или, в узком скалистом каньоне-теснине (по-ойратски – Хабцагай), ниже современного города Капчагай и в 120 км от Алматы. На скалистом утесе, возвышающемся над рекой, запечатлены рисунки пяти Будд Мудрости, из них три – на поверхности одного большого камня: Будда Шакьямуни, Будда Безграничного Света и Будда Бесконечного Сочувствия. Два изображения, а также крупные и мелкие буддийские надписи – на других камнях. Всего надписей на окружающих скалах начертано около пятидесяти. Более половины из них – широко распространенные буддийские длинные и короткие мантры типа «Ом мани падмехум» или «Ом амидэвахри».

Безусловно, некоторые петроглифы Тамгалы-Тас древнее XVII века. С незапамятных времен это место переправы через Или считалось сакральным и, видимо, маркировалось различными петроглифами и надписями, в том числе буддийскими. Здесь был джунгарский укрепленный пункт, контролировавший переправу и дорогу в Ургу в верховья Или. Буддийские ламы добавили рисунки Будд и тексты молитв, создав для воинов и путешественников подобие храма под открытом небом.

Мурат УАЛИ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)