ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О НОВЫХ ЛИЦАХ КАЗАХСТАНА В ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ, ТО, ПОЖАЛУЙ, САМЫМИ ЯРКИМИ МОЖНО ПРИЗНАТЬ УЧАСТНИКОВ СТОЛИЧНОЙ ГРУППЫ NINETY ONE, БРОСИВШИХ ВЫЗОВ КОНСЕРВАТИВНЫМ ВЗГЛЯДАМ В МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЕ. [газетная статья]
Талантливые, яркие парни, которые появились на сцене в 2015 году и стремительно завоевали популярность во всей стране, – это первый бой-бенд Казахстана, стремящийся разительно отличаться от других. Их гламурный внешний вид, эклектичный стиль музыки был не похож на то, к чему привыкли многие казахстанцы. Участники вспоминают, как им трудно приходилось в начале своей карьеры, так как вместе с удивлением в адрес сладких певцов с ухоженной внешностью сыпались и угрозы. Консервативные представители публики даже выходили протестовать, требуя отменить концерты.
Со временем негатив спал и многие начали интересоваться этой группой. Тем более что текстам песен присуща смысловая наполненность, и этим они отличаются от традиционной попсовой жвачки. У группы появилось немало фанатов. По словам самих участников, смысл названия группы Ninety One заключается в том, что в 1991 году Казахстан обрел независимость. Таким образом парни хотели показать, что их творчество является тоже независимым.
Ансамбль на данный момент состоит из четырех молодых парней. К сожалению, лидер группы Азамат Зенкаев покинул коллектив в прошлом году.
А участники – это вокалист Батырхан Маликов, известный под псевдонимом Alem, 1993 года рождения, финалист проекта «Казахстан дауысы»; рэпер и хореограф Дулат Мухаметкалиев, 1996 года рождения, родом из Семипалатинска, профессионально занимался рэпом с 2013 года. Вокалист и лидирующий танцор Ашмакын Азамат известен под псевдонимом Ace. Родился в 1993 году в городе Алматы. Он также проходил стажировку в SM Entertainment (Южная Корея) в 2012-2015 годах.
Макне группы (то есть самый младший) и лид-вокалист – Данияр Кулумшин, 1998 года рождения. До этого он играл в инструментальном ансамбле Brotherhood. Что касается внешнего вида музыкантов, то вот мнение Мегана Рансьера, преподавателя музыкальной этнографии в американском университете Боулинг-Грин: «Я не думаю, что они поменяли гендерные нормы, но сумели бросить вызов традиционным гендерным нормам в том, что касается внешнего вида и поведения».
Карантин лишил музыкантов возможности давать концерты, но подарил время для студийной работы. В октябре прошлого года Ninety One выпустил новый альбом «91». Впервые в истории группы за пару дней абсолютно все песни альбома вошли в top100 Kazakhstan на iTunes. Накануне Нового года группа дала двухчасовой концерт в онлайнформате, но он был платным.
Ninety One не перестают экспериментировать, это доказывают новое звучание песен и первый коллаб в истории группы. Совместный трек с группой «Ирина Кайратовна» под названием Taboo звучит на казахском и русском языках и набрал уже 4 млн просмотров на YouTube.
Появление Ninety One заметно оживило музыкальную сферу Казахстана. Стали появляться новые коллективы, вдохновленные этим коллективом. Стиль Q-pop постепенно набирает популярность не только в Казахстане, но и за его пределами.
Конечно, внешний вид участников мало подходит для гастролей по глубинке. Но в больших городах поклонников у них становится все больше. Ребята во многом опередили время и сделали первые шаги для создания необычной для казахстанцев концепции, бросив вызов многим стереотипам. Музыканты группы заявляют: «Если с помощью нашей музыки люди будут находить себе друзей, жить в мире и согласии, мы будем только рады».
КСТАТИ
Q-pop ( аббревиатура о т англ. Qazaq pop) – новая музыкальная субкультура, возникшая в Казахстане и вобравшая в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. И основоположниками этого музыкального жанра как раз и является группа Ninety One, дебютировавшая в Астане в 2015 году. 27 октября 2018 года в Алматы прошел Q-Fest.
Q-pop в своей стилистике отталкивался от K-pop – музыкального жанра, возникшего в Южной Ко- рее. Это масштабная музыкальная субкультура с миллионами поклонников во всем мире. K-pop идет по линии смешения стилей, сочетает пение и рэп и делает особый акцент на визуальные эффекты. Этот жанр всегда шел вслед за развитием корейской IT-индустрии, по максимуму используя новейшие разработки в области социальных сетей и мобильных устройств для своей популяризации. Зимой 2019-2020 года Максим Фадеев, вдохновленный успехом Kpop и Q-pop, собрал русскоязычный бой-бенд INKI, участниками которого стали молодые казахи.
Гулима ТАДЖИБАЕВА