ДЕНЬ ГОРОДА, НЕДАВНО ОТМЕЧАВШИЙСЯ В АЛМАТЫ, ПРОШЁЛ С РАЗМАХОМ, НО СОХРАНИЛ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ. БУДТО БЫ ОН СОСТОЯЛСЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, НО НЕ РАДИ ЛЮДЕЙ [газетная статья].
Например, на концерте глубокоуважаемого мною Димаша звук был поднят до такого уровня, что в домах по соседству с местом проведения мероприятия звенели стекла, а люди в квартирах буквально глохли. То же самое относится к фестивалю, проводимому у Дворца республики.
Иными словами, забота об одних людях оборачивалась причинением большого неудобства другим. Это говорит скорее о желании продемонстрировать факт прохождения мероприятия, но не сделать его соответствующим статусу культурной столицы и города для людей.
Я ни в коем случае не призываю ограничить проведение таких концертов. Но, на мой взгляд, стоит пересмотреть планировку масштабных событий, как и всю стратегию по развитию культуры. То, что концерты в Алматы проводят на Центральном стадионе, «Алматы Арене» и комплексе лыжных трамплинов, говорит о том, что в городе нет полноценного концертного зала. При этом для строительства огромных торговых центров находятся и финансовые средства, и свободные территории.
Очень много для имиджа города значит и то, кто стоит за проведением крупных мероприятий. В качестве организаторов культурных и спортивных мероприятий часто выступают зарубежные производители энергетиков и газированных напитков, имеющих очень мало общего со здоровьем. Алматы – единственный город в мире, где сносят крупные кинотеатры и строят на их месте одноэтажные забегаловки фастфуда. То есть вместо культуры нам навязывают культуру потребления, при этом не самых качественных продуктов. Я убеждена, что культурная столица должна задавать высокую планку. У нас должен быть свой Карнеги-холл. И мы были на пути к этому. Когда я в свое время взяла на управление зал «Казахконцерта» в центре Алматы, то в первую очередь постаралась предоставить доступные условия для выступлений творческих коллективов. В то же время стремилась привлечь на их концерты граждан различных социальных групп. Мы стали взаимодействовать с культурными центрами Европы и США. Но и в итоге этот зал превратили в репетиционную базу оркестра народных инструментов.
И все же я настроена оптимистично и верю, что дни города будут удивлять не громкостью, а качеством своих мероприятий, и благодаря совместным усилиям госорганов и людей искусства наш город станет культурной столицей не только страны, но и всего Центрально-Азиатского региона.
Ляззат Аханова, общественный деятель