Примерное время чтения: 7 минут
64

Неугасающая популярность китайского дракона  

Фарфоровая тарелка с изображением дракона времен династии Мин (1368-1644).
Фарфоровая тарелка с изображением дракона времен династии Мин (1368-1644). / CHINA DAILY / из газетных материалов

На протяжении веков ни одно реальное или мифическое существо не оказывало такого влияния на воображение китайцев [газетная статья].

Конфуций однажды обратился за советом к другому мудрецу, основателю даосизма Лао-цзы, который был старше его на 20 лет. «За внешностью и поведением, которые не отличаются резкостью, часто скрывается благородная душа, – сказал Лао-цзы. – Избавься от высокомерия и желаний, обуздай своё тщеславие и иллюзии, ибо они не сослужат тебе доброй службы. Это всё, что я  должен сказать». Эта встреча произошла в первой половине шестого века до нашей эры. Считается, что Лао-цзы сочинил свой труд «Дао дэ цзин» (основополагающий труд даосизма), и единственной встречи с Конфуцием, по- видимому, стало достаточно, чтобы вызвать у этого столь же блестящего ума благоговейный трепет.

«Я знаю, что птицы умеют летать, рыбы плавать, а звери бегать, – позже скажет Конфуций своим ученикам. – Чтобы поймать их, вам нужны стрелы, удочки и силки. Но я понятия не имел о драконе, летающем верхом на ветрах и облаках и взмывающем в небеса, пока не встретил Лао-цзы».

Иными словами, дракон не имеет ни определения, ни ограничений. Спустя четыре столетия после этой встречи могущественный китайский император провозгласил конфуцианство главной идеологией своего государства. Тем не менее даосизм продолжал оказывать влияние в культурном и художественном плане. В своё время оба этих учения использовали образ дракона в изображениях.

Все свидетельства указывают на то, что китайские драконы были характерны для конфуцианства, даосизма и буддизма. Захватив воображение многих поколений китайцев своими мощными когтями, они проложили себе путь в культурной и художественной истории страны, сохраняя популярность на протяжении веков и оказывая глубокое влияние на сознание нации.

Плитка с рисунком дракона времен династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.); бронзовое зеркало с изображением дракона VIII-IX веков; медальон с драконом XVIII века из парадного платья.
Плитка с рисунком дракона времен династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.); бронзовое зеркало с изображением дракона VIII-IX веков; медальон с драконом XVIII века из парадного платья. Фото: из газетных материалов / CHINA DAILY

Ответ на очевидный вопрос о том, как появился китайский дракон, найти столь же сложно, как и само это существо. На основании внешнего вида дракона – змееподобное тело, покрытое чешуёй, – многие исследователи предположили его связь либо со змеями, либо с крокодилами, либо с обоими этими животными сразу. Змеи, по всей видимости, могут вызывать благоговейный трепет и страх и на протяжении всей истории человечества и являлись тотемом для многих древних культур, а довольно большая популяция крокодилов, как считается, раньше обитала в бассейне реки Хуанхэ, одной из колыбелей китайской цивилизации.

Другие эксперты пошли дальше. Некоторые из них, изучив надписи на гадальных костях, вырезанные древнекитайским мастером примерно в XVII-XI вв. до н. э., утверждают, что основой для создания образа дракона послужил морской конёк. Другие считают, что именно гигантский смерч, возникший во время бури, имеется в виду в И Цзин (Книга перемен), древнекитайском тексте, использовавшемся в предсказательных целях, под описанием дракона: «Драконы сражаются в открытом поле; их кровь тёмная (небеса) и жёлтая (земля)».

Некоторые учёные выдвигают гипотезу о том, что форма тела дракона напоминает молнию, а его название – в китайском языке слово «дракон» звучит как «лун» – громовой рёв, которым сопровождается её удар. Все эти природные явления прямо или косвенно связаны с одним элементом – водой. С одной стороны, древнекитайская литература изобилует изображениями свирепых драконов, возвещавших о своем прибытии громким рёвом, прежде чем выплеснуть свою ярость в виде проливных дождей, которые могли вызывать потопы. С другой стороны, культ дракона, который развился позже, был основан на том, что драконы управляли погодой, проливая дождь на высохшую землю либо прекращая его, когда происходило наводнение. По всей стране люди, просившие о хорошем урожае, построили множество храмов короля драконов, некоторые из них сохранились до сих пор.

Бронзовый ударный музыкальный инструмент с узорами драконов периода весны и осени (770–476 гг. до н. э.); нефритовый дракон, IV-II века до н.э., раскопанный в городе Сюйчжоу, провинция Цзянсу; позолоченный бронзовый дракон времен династии Тан(618-907).
Бронзовый ударный музыкальный инструмент с узорами драконов периода весны и осени (770–476 гг. до н. э.); нефритовый дракон, IV-II века до н.э., раскопанный в городе Сюйчжоу, провинция Цзянсу; позолоченный бронзовый дракон времен династии Тан(618-907). Фото: из газетных материалов / CHINA DAILY

Что касается его привычек и характера, китайский дракон, обитающий либо на небесах, либо на дне озёр, кажется, имеет мало общего со своими западными сородичами, которые живут в логовах или пещерах. Огнедышащие западные драконы в классической литературе часто несут разрушение, в то время как водяные китайские драконы в основном почитаются как спасители и помощники, которые могут принести обильный урожай или просто удачу. Отсюда и их заслуженное место в китайском календаре, который присваивает каждому году своё животное и его свойства на основании 12-летнего цикла.

Согласно китайскому календарю, 2024 год – это год Дракона. Помимо него в календарь включены тигр, бык, лошадь и ещё восемь животных, причём дракон здесь является единственным животным, несуществующим в реальности. Тем не менее это стало его преимуществом, поскольку драконы вдохновляют китайских художников и ремесленников с незапамятных времен.

Так как концепция «добродетельного правления» глубоко укоренилась в конфуцианстве, кажется вполне естественным, что дракон, олицетворение высокой нравственности, постепенно превратился в символ королевской власти. Как сказал Цао Цао, военачальник и поэт, живший между вторым и третьим веками, «дракон может быть как большим, так и маленьким; он также может подниматься ввысь и опускаться. Сделавшись большим, он заявляет о своём присутствии; уменьшаясь, дракон скрывается. Взлетев ввысь, дракон странствует по миру; опускаясь, он скрывается в гигантских волнах».

В каком-то смысле поэт повторил слова Конфуция, который примерно семью веками ранее беседовал со своим учеником о способности драконов к превращению: «Часть облака, змея, рыба, птица, червь – дракон может превращаться во что угодно по своему желанию, оставаясь при этом собой ...олицетворением мощи и достоинства, чести и безукоризненности, силы и постоянства».

Чжао Сюй

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых