Примерное время чтения: 9 минут
371

Не продается вдохновенье…

В КАЗАХСТАНЕ ПОДУЛ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН, КОТОРЫЙ ВСКРЫЛ МНОЖЕСТВО ИЗЪЯНОВ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОДОЗРЕВАЕТ ЭКС-МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ДИРЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ АРЫСТАНБЕКА МУХАМЕДИУЛЫ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ХИЩЕНИИ 146 МЛН ТЕНГЕ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ВЫСТАВКУ «ШЕСТВИЕ «ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА» ПО МУЗЕЯМ МИРА». СЕЙЧАС БЫВШИЙ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЙ ЧИНОВНИК НАХОДИТСЯ В СИЗО [газетная статья].

А что у нас вообще с финансированием культуры? Как она выживает в нынешнее сложное время? Вот мнения трёх известных в стране деятелей в этой области, которые хорошо знают не только мир казахстанской культуры, но и её экономику.

РАБОТАТЬ КОЕ-КАК, ПОЛУЧАЯ КОЕ-КАКИЕ ДЕНЬГИ

Ляйля Тажибаева.
Ляйля Тажибаева Фото: открытый источник

Ляйля Тажибаева, музыкант, певица и продюсер. Руководитель группы Layla-qobyz:

– Не стоит думать, что коррупция широко распространена лишь на строительстве дорог республиканского значения или при замене городских бордюров. Культурная сфера не является исключением. Более того, часто культура становится первой жертвой коррупции. По уровню развития и образованности людей искусства можно оценить в целом состояние морали в обществе. К сожалению, у нас нередко люди идут во власть, чтобы набить себе карманы. Конечно, я не имею в виду всех. Однако алчность пусть и немногих порождает много проблем. Государство выделяет деньги на развитие культуры, отдаёт их на освоение профильному министерству, там их распределяют по театрам, оркестрам, другим коллективам. Всё это превращается в рутину в ущерб качеству, что не даёт развития во многих сферах, включая образование. Люди отрабатывают кое-как свои часы и получают за это кое-какие деньги. В культуре это очень заметно. Например, скрипач пришёл, пропиликал свою партию и ушел домой. У него не возникает желания делать что-то новое, потому что вознаграждения за это он не получит. Поэтому необходимо работать с сознанием общества, тем более что весь мир вступил в эпоху перемен. Люди сами должны меняться, чтобы их жизнь преобразилась.

Я считаю, что государство должно участвовать во всех культурных сферах и искусстве не больше, чем на 30%. Филармонии, оркестры должны по большей части работать сами на себя. У них должны быть меценаты, спонсоры. Но в настоящее время у нас избыточное количество государственных музыкальных коллективов. Даже два музыкальных вуза для нашей страны, на мой взгляд, это слишком много. Я наблюдаю, как падает уровень выпускаемых музыкантов. Некоторые не знают элементарной теории музыки: например, сколько знаков в ре-бемоль-мажоре. Человек учится играть определенные кюи и делает это постоянно. А поставь ему профессиональные ноты, и он потеряется. Например, кобызистов у нас выпускают 20-25 человек в год. В итоге их всех невозможно устроить на работу. Что касается Министерства культуры, я бы минимизировала его состав. На мой взгляд, оно должно заниматься лицензированием, одобрением, согласованием, международными проектами, такими как дни культуры Казахстана за рубежом.

«МЫ НИ РАЗУ НЕ ПОЛУЧАЛИ ФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ»

Александра Ветеорец.
Александра Ветеорец. Фото: открытый источник

Александра Ветеорец, руководитель и основатель театра La Boheme:

– Наш частный театр существует четыре года. Мы организовываем концерты самых разных жанров от этники до джаза, показываем интерактивные спектакли и цирковую программу для малышей. Летом наш театр не прекращает свою работу, ведь в это время дети особенно нуждаются во внимании. И мы ни разу не получали финансовую поддержку ни от государства, ни от частного сектора. Основная часть расходов нашего театра уходит на аренду. Мы снимаем помещение в Доме офицеров. При этом в условиях на получение грантов для подобных культурных предприятий всегда указывается, что выделенные средства нельзя расходовать на аренду. Мы несколько раз участвовали в конкурсах на получение грантов от частного бизнеса, но быстро поняли, что не являемся приоритетным направлением. Если честно, мы не сильно прорабатываем грантовое направление. С одной стороны, так сложнее выживать, но с другой – не хочется воевать с ветряными мельницами. Это, конечно, сложный путь, но он даёт нам определенную свободу. Мы не являемся подотчётными и можем самостоятельно выбирать свой путь развития.

В последнее время к новым кризисам добавился карантин, и слово «выживать» стало для нас привычным. Тем не менее мы понимаем важность искусства и творчества для людей, с оптимизмом смотрим в будущее и ставим себя смелые цели. Конечно, если появятся какие-то программы для частных детских театров, с удовольствием в них поучаствуем. Такой театр не является высокодоходным проектом, но при этом занимается воспитанием детей, а значит, создаёт будущее Казахстана. Своими добрыми спектаклями наш коллектив вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения.

Но если честно, мне не верится, что в ближайшее время государство сможет такие инициативы как-то поддержать. Как показывает практика, в приоритете оказываются области, которые, прежде всего, приносят большие прибыли.

ОТДАТЬ, ЧТОБЫ ЗАБРАТЬ

Ляззат Аханова.
Ляззат Аханова. Фото: открытый источник

Ляззат Аханова, культуролог, руководитель фонда Сейдуллы Байтерекова:

– В 2016 году убыточные здания, висящие на балансе государства, решили передавать в руки инвесторов или создавать структуры государственно-частного партнерства (ГЧП). В 2017 году нам удалось взять здание «Казахконцерта» под своё управление сроком на 10 лет. В нём долгие годы функционировало допотопное вентиляционное оборудование, установленное еще в начале 50-х годов. И хотя средства на модернизацию регулярно выделялись, ничего не менялось, пока мы не занялись этой проблемой вплотную. Но Минкульт поступил по-своему. Через десять месяцев у нас фактически отобрали здание и отказались возвращать вложенные финансовые средства. А это, между прочим, 43 млн тенге, взятые нами в кредит.

В результате чехарды со зданиями Казахский государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы также навсегда потерял собственную базу, на несколько дней буквально оставшись на улице. Затем их переселили в «Казахконцерт», которым тогда я управляла.

В результате наше здание стало репетиционной базой для одного оркестра и фактически оказалось недоступным для широкого зрителя. Хотя объективности ради следует признать, что штаб-квартира и репетиционная база единственного академического оркестра должна была функционировать в столице, где он больше всего и востребован. Согласитесь, это затратно для бюджета – содержать оркестр и ещё на его баланс посадить само здание.

Мы часто не знаем, куда деваются значительные средства, выделяемые на культуру. Опытных музыкантов с небольшой зарплатой в 100 тыс. тенге бесплатно эксплуатируют на государственных мероприятиях, на которые выделяются огромные суммы. В то же время нередко наблюдается неоправданная расточительность. Во время закрытия Года Казахстана в Узбекистане более 600 человек из нашей страны за государственный счет две недели жили в Ташкенте. Узбекские коллеги спрашивали меня: «Неужели ваши артисты не могли репетировать дома и приехать, чтобы показать готовую программу?».

Нам необходимо постепенно менять старых управленцев. Способных людей у нас немало. Практически все молодые музыканты и артисты, признанные за рубежом, состоялись благодаря своим стараниям, вопреки существованию Министерства культуры.

Если мы сейчас будем выделять огромные средства на госмероприятия, а не на развитие культуры, ситуация меняться не будет. Это уже аксиома: если появляются бесхозные деньги, всегда найдутся руки, готовые их увести. Я многократно пыталась добиться встречи с прежним министром культуры Актотой Раимкуловой, она ни разу не ответила и не выслушала мои предложения.

Касым-Жомарт Токаев отметил в своём обращении, что стране необходимо внедрять меритократию – принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения. А пока в управлении культурой в основном всё те же лица, ожидать позитивных изменений не приходится.

Олег БЕЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых