Примерное время чтения: 8 минут
197

На бога надейся, а сам...?

Казахстанские учёные ищут новые ориентиры развития страны

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ КОМИТЕТА НАУКИ МОН РК ПРОВЁЛ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ «КУЛЬТУРА И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРА». [газетная статья]

Его участники обсуждали, как эти составляющие выглядят в контексте стратегии устойчивого развития казахстанского общества, как взаимосвязаны с различными процессами модернизации нашего сознания, способны ли стать опорой в обновлении нации. Политологи и философы размышляли о том, насколько успешно происходит межэтнический и межконфессиональный диалог в казахстанском социуме, какова специфика религиозных ценностей в нашем обществе.

«КУЛЬТУРНЫЙ ИСЛАМ» И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

Собеседники не обязаны находиться в полном согласии друг с другом, потому и мнения учёных по одному и тому же вопросу периодически не совпадали. Едины были, пожалуй, в том, что мир вступил в период турбулентности, и примеров тому предостаточно. Если ещё недавно все страны стремились действовать в направлении прогресса, то на фоне происходящего в США, в странах Ближнего и Среднего Востока стала ясна необходимость проводить активные исследования в области фундаментальных общественных наук.

По мнению Натальи Сейтахметовой, члена-корреспондента НАН РК, доктора философских наук, идёт переоценка культурных ценностей, когда тот или иной этнос продолжает отстаивать свои, базовые, либо выбирает между вестернизацией и истернизацией, – проще говоря, между Востоком и Западом. По её мнению, восточные ценности продвигаются настолько активно, что даже в рассуждения западных гуманитариев вошёл термин «культурный ислам». Он подразумевает ценность жизни, право на образование, равенство с другим человеком исходя из постулата, что перед Богом все равны. Но эти же позиции совпадают и с принципами демократии.

Наталья Львовна считает, что исламские ценности обладают уникальной гибкостью выживаемости и встраивания, особенно когда речь идёт о толерантности, о межконфессиональном диалоге. Она привела в пример социологические замеры последних полутора лет турецких учёных, выяснявших главные приоритеты в обществе: первое место респонденты отвели гражданским правам, второе досталось религиозным ценностям и только третье – этническим. Гибкость системы культурного ислама, по мысли философа, подтверждается реформами в Саудовской Аравии, визитную карточку в реформаторских процессах являют собой Арабские Эмираты, ширится течение исламского феминизма, не крайнего, западного, толка, но тем не менее отстаивающего права женщин на свободу выражения своих мыслей, на образование.

Не совсем понятной, правда, оказалась мысль Натальи Сейтахметовой о том, что базовые ценности не подвергаются трансформации, но модернизируются. Кстати, подобных туманных речений на конференции хватало, и генеральному директору Института философии, социологии и религиоведения комитета по науке МОН РК, доктору социологических наук Серику Сейдуманову приходилось напоминать коллегам, что простота и ясность изложения и в науке вполне уместны.

ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ…

В противовес позиции Натальи Сейтахметовой прозвучало сообщение доктора философских наук Анатолия Косиченко, которому главным врагом в современном мире представляются либеральные ценности. От них всё зло, считает доктор философских наук, а этому безобразию общество себе на погибель сопротивляется недостаточно. Между тем религиозный феномен заключён в основном посыле, что Бог есть любовь, надежда и вера, что человек, стремящийся к осуществлению божественных заповедей, постигает смиреномудрие, милосердие, радость, кротость и многое другое, не менее благостное.

Но беда в том, что все эти незаменимые качества в большинстве своём не имеют связи с современностью, и даже верующие люди не могут встроить их в социум, хотя основная социальная задача религии проводить работу по оздоровлению общества. В результате оно остаётся бездуховным и безнравственным. Это как золото, проводит аналогию Анатолий Григорьевич: когда оно припорошено слоем пыли, никто не подозревает о его ценности. Вот если очистить и изготовить ювелирные изделия, тогда оно засияет во всей красе. Философ Косиченко решительно отвергает осовременивание религии в угоду обществу, на его взгляд, это приведёт только к потерям её сущности и будет потакать греховной слабости человека.

И всё-таки вера и религия далеко не одно и то же. Если первая выражает духовное состояние, осознание божественного начала в себе самом и высшего разума над нами, то вторая несёт ритуальную составляющую. Да простится эта вольность, но иногда хочется спросить: а Богу/Аллаху оно надо? Для сведения: стоимость никаба, женской одежды с закрытым лицом, с момента завоевания Афганистана талибами выросла в 12 раз. Девушкам разрешили учёбу в вузах, но отдельно от молодых людей и с запретом встречаться с ними во время перерывов между занятиями. Преподавать студенткам отныне могут только женщины или пожилые мужчины с подтверждённой «хорошей репутацией». Два десятка лет приобщения к светским ценностям – и внезапный оглушительный слом. Об этом рассказал на конференции Юрий Булуктаев, доктор политических наук, оппонируя утверждению Натальи Сейтахметовой о том, что исламские ценности не противоречат демократическим.

А нам остаётся только порадоваться, что 18 конфессиям, представленным в светском Казахстане, удаётся соблюдать баланс, не впадая в ортодоксальные крайности и являющим собой консолидирующий фактор влияния на общество.

ЖУРНАЛИСТ ПОШЁЛ НЕ ТОТ!

Но не только культовые проблемы обсуждались на круглом столе, земных у нас не меньше. Елена Бурова, доктор философских наук, обеспокоена, что сегодня Казахстан находится в состоянии системной трансформации всех сфер жизнедеятельности. Она считает, что для устойчивого развития страны в условиях суверенитета должен сформироваться духовный код нации, и это ставит большие задачи перед научной, творческой, а также педагогической общественностью. В результате недавних социологических исследований выяснилось, что коллективистские ценности уступают место корпоративным и индивидуальным, свобода рушит привязанности, и это особенно зримо в молодёжной среде. Увеличивается разрыв в ориентирах между старшим, средним и молодым поколениями. Недостаточно активизировано наше гражданское общество, причём во всех его социальных, возрастных, этнических и образовательных когортах. Активисты нынче только те, кто участвует в современных политических процессах, к примеру депутаты. Или оппозиция. Но в массе своей индивидуализм и забота о выживании перекрывают гражданскую активность. С воспитанием мировоззрения не справляется отечественное образование, в котором невысока роль учителя. Система массового просвещения в целом отсутствует, как и авторитетные идейные наставники за пределами семьи, где главное влияние на мировоззрение оказывают матери (может быть, это не так уж и плохо? – прим. авт.). Недостаточно активна роль религиозных лидеров, а дружба вообще оказалась на одном из самых последних мест по ценности.

Правда, Елена Евгеньевна высказала предположение, что эти изъяны удастся ликвидировать с помощью новых государственных программ. Из чего видно, что надежды питают не только юношей, но и философов…

Досталось от Елены Буровой и журналистам. Пишем бесконтрольно, разбалансированно, контент никем не контролируется, в публикациях противоречим сами себе, имеем неустойчивую идейную убеждённость. Посему доктор философии уверена в необходимости создания для СМИ специальных методических рекомендаций (ещё не цензура, но уже близко? – прим. авт.). Впрочем, по её мнению, вообще настало время для создания аналитического междисциплинарного центра, который бы постоянно занимался мониторингом ситуаций, анализировал тенденции развития мировоззренческой ментальности, изучал влияние социокультурных, политических и социоэкономических факторов на гражданское сознание и поведение, диагностировал бы потенциальные угрозы идеологической безопасности… и далее вплоть до механизма создания казахстанского общенационального менталитета. Модератору круглого стола Серику Сейдуманову пришлось мягкой репликой охладить пыл коллеги: у нас если где-то проблема, так подавай отдельное ведомство. В то время как госаппаратчиков сто тысяч и столько же народу в квазигосударственных структурах.

ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ

Не сказать, что в философско-политологических кругах разброд и шатание, учёные в меру сил, возможностей и личных пристрастий ищут правду, стараются дать обществу верные ориентиры развития. Возможно, в итоге они договорятся между собой и смогут нам объяснить на понятной лексике, – а язык представителей общественных наук таким и должен быть – как дальше развиваться, какие культурные ценности взять за основу.

Лихие девяностые выкосили целое поколение специалистов в гуманитарной сфере, людям надо было выживать, строился расчёт на более «материальные» профессии, поэтому сейчас ощущается нехватка социологов, качественных историков, политологов. Ситуация понемногу выправляется, и это очень важно, потому что мы живём в современном многонациональном, поликультурном государстве, население которого должно обладать гражданской политической культурой. Без неё невозможно формирование единой нации. Американская, скажем, формировалась на основе идеологии либерализма, советский проект строился как интернациональный, казахстанская платформа также его использует, учитывая полиэтничность страны. Это, кстати, отмечает и американский политик Эдвард Шац, назвав феноменом две сформировавшиеся у нас нации – казахскую и казахстанскую – и на их основе транснациональную идентичность.

Опыт Казахстана пристально изучается на Западе, и похоже, нам есть чем гордиться. А нашим учёным – строить гармоничные теории развития страны и государства, объяснять обществу, чем отличаются истинные ценности от ложных, наводить прочные мосты между поколениями.

Светлана СИНИЦКАЯ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых