Следуя по Великому Шёлковому пути и по трассе, ведущей в древний город Туркестан, всего в 20-30 минутах от города Шымкент, можно легко найти по указателям этот необычный туристический объект. Сооруженный одним человеком, он представляет собой живую презентацию Казахстана с сохраненными в нём вековыми традициями [газетная статья].
Уже много лет этнодизайнер Кендебай Карабдалов, создавший этнический музей «Килуэт», встречает у себя в любое время суток гостей из самых дальних частей света. Актеры, режиссеры, политики, дипломаты разных стран бывают у него частыми посетителями. В гончарных мастерских Кендебая хранятся глиняные сосуды, выполненные Муратом Ауэзовым, солистками группы «Серебро» и другими известными личностями. Режиссер Бахыт Каирбеков снял о музее и его создателе фильм и посвятил Кендебаю стихотворение «Ода гончару».
Кендебай Карабдалов – прежде всего философ, придерживающийся своей несгибаемой главной миссии открывать своим гостям, как путникам в дальней дороге, какие-то простые, но подзабытые истины. Он напоминает всем о том, что мы можем видеть, слышать, говорить. У нас есть руки, разум и что, самое важное, душа. Разве мало этого для радости жизни! Трудно подсчитать, сколько туристов и гостей побывало в этом месте, но, скорее всего, каждый из них попадает в музей к Кендебаю неспроста.
– Ко мне в основном приезжают люди осознанные, бывают и просто любопытствующие. А в последнее время я все больше замечаю именно среди молодых туристов много добрых людей. Думаю, в скором будущем мы придем к более мирному и гуманному сообществу, – отмечает Кендебай. – Во всяком случае этномузей старается внести в это свою лепту.
Мини-музей на земле и мастерская в нем появились в 2003 году. А тремя годами позднее Кендебай увидел во сне, что надо строить и музей под землей. Ему даже приснилась схема из семи помещений. Проснувшись, он зафиксировал ее в рисунке и сразу же начал копать. В течение девяти месяцев не покладая рук создавал необычный объект.
У Кендебая еще до появления подземного музея была своя гончарная мастерская, сделанная из глины и камыша. Она находится прямо напротив его дома, двери в который никогда не запираются и забора вокруг него тоже нет. Эта гончарная мастерская работает и по сей день, внутри находится несколько стационарных и передвижных гончарных кругов для создания керамики и проведения мастер-классов по гончарному мастерству. К слову, Кендебай еще в свои студенческие годы работал в археологической экспедиции в городище Древний Отырар. Когда там были обнаружены древние гончарные печи и некоторые керамические изделия, ему удалось восстановить технологию древнеотырарского гончарного мастерства, которой он следует и сегодня. Также в мастерских дизайнера есть и печи для обжига изделий из глины, полки с сувенирной продукцией, коллекция музыкальных инструментов разных народов мир. Здесь мастер знакомит своих гостей не только с исцеляющим искусством прикосновения к глине, но и демонстрирует ловкое владение многими инструментами. Играя практически на всех инструментах, он постепенно добирается до казахских национальных – саз-сырная, ульдека, наркобыза, шан-кобыза. Мастер делает их сам и сам наполняет жизнью в музыке.
Ольга ЗОРИНА