Страх публичных выступлений есть у 95% людей.
Учёные называют это явление пейрафобией. Можно ли справиться со сценическим волнением — этот вопрос мы адресовали лауреату международных конкурсов, пианисту Ивану Бессонову.
— Честно, я бы и сам хотел знать точный рецепт. В жизни артиста самая стрессовая ситуация, пожалуй, — выход на сцену. Можно сколько угодно рассуждать, что с практикой, опытом приходит спокойствие. Но это не так. Уверенность в своих действиях на сцене появляется, спокойствие — нет. Наверное, так и должно быть. Сцена — это другое измерение, где невозможно не волноваться. Иначе нет смысла там появляться.
Иногда перед концертом мне достаточно выйти на улицу, подышать свежим воздухом, понаблюдать за людьми, посмотреть, как они общаются. Внутри что-то откликается. И вот уже хочется рассказать о своих внутренних стремлениях и мечтаниях на сцене — через музыку.
Главное, мне кажется, преодолеть сценический нерв. Сделать так, чтобы не публика создавала атмосферу в зале, а атмосфера исходила от исполнителя. Поэтому выходить нужно уже наполненным, с чётким планом (как это будет, для чего, о чём), который, впрочем, может и видоизмениться в процессе выступления.
Вообще, я так воспитан, что в голове всегда складываются музыкальные картины происходящего. То есть мир я воспринимаю через призму музыки. В этом, мне кажется, основная ценность и самобытность музыки — она всегда о чём-то личном.
Татьяна УЛАНОВА